От стенок уходят к корзинам

Мебельная стенка вместила в себя философию целого поколения: она давалась советскому человеку один раз в жизни.

Мебельная стенка вместила в себя философию целого поколения: она давалась советскому человеку один раз в жизни. Так же, как квартира, чешский сервиз и халатик с перламутровыми пуговицами. Но времена изменились.<br>Историю корпусной мебели еще никто не написал, поэтому единого взгляда на происхождение стенки нет. Одни толкователи утверждают, что стенки появились в западных странах - продолжателях конструктивизма, а затем уже их "слизала" Восточная Европа. Другие называют родиной стенок ГДР.<br>Единственное, что не вызывает сомнения, - это возраст стенок, которые начали "возводить" вместе с новыми зданиями разрушенной Европы: малогабаритное жилье, заселившее планету после окончания второй мировой войны, требовало адекватной мебели.<br><br>Складской вопрос<br><br>Главная идея стенки изначально была связана с модернизацией системы хранения вещей в домашних условиях. Русский человек с его страстью к накопительству - в недавнем прошлом жизненной необходимостью российских граждан - встретил появление стенки на ура. Копить с трудом купленные вещи в удобных и скрытых от глаз емкостях было удобно.<br>Пределом желаний в 70-е и последующие годы была марка "Силуэт" - ее выпускало предприятие "Интурист", работающее на Кремль. В отличие от "неповоротливых" стенок "Силуэт" можно было ставить углом. В комиссионных магазинах встречались привозные чудеса - например, японская стенка, которая была замечательна тем, что к ней прилагались японский халатик и тапочки.<br><br>Чемоданное настроение<br><br>Сегодня альтернативу немодной стенке каждый находит самостоятельно. Например, одна из жительниц Петроградского района решила оформить свою круглую комнату с помощью трех старинных плетеных корзин, двух современных - для белья и пикника, пары вместительных чемоданов, сундука и большого количества разнокалиберных шкатулочек.<br>Сундук до ХV века являлся одним из главных элементов интерьера во всех странах. На нем спали, ели, в нем держали все самое ценное, с ним же отправлялись в путешествия и короли, и простые смертные.<br><br><br>Вещь в себе<br><br>По наблюдениям одного из проектировщиков мебели, большинство клиентов тяготеют сегодня к моде начала 60-х, когда каждый предмет интерьера обозначал его содержимое, а не являлся некой универсальной емкостью.<br>В отдельно стоящий платяной шкаф уже не поднимается рука поставить книги, а в буфет - белье. Формы стилизованной барочной или классической мебели позволили ей отодвинуться от стен. Пирамидальной горке для посуды, застекленной со всех сторон, встать в центре кухни. А горке, по форме повторяющей храм Василия Блаженного со всеми его маковками и колоколенками, - посредине детской (с горки можно скатываться вниз, под ней располагается игровой подиум, а в декоративных окошечках "храма" - места для ящичков с игрушками).<br><br>Ниши<br><br>В большинстве новых домов уже предусмотрены хозяйственные комнаты. Там сегодня и складируется все то, что раньше составляло гордость стенок. Мебель перестала быть хранилищем и стала объектом, который может потерять свою ценность, если поставить на полку четыре, а не две чашки.<br>Мода отворачивается не только от стенок, но и от корпусной мебели вообще. Гостиные принято обставлять с помощью минимального набора предметов. Единственное, от чего дизайнеры еще не решаются отказаться, - это мягкий уголок, журнальный столик, подставка для телевизора и несколько полок. Шкафы вытесняются нишами в стенах, заимствованными из традиционных японских интерьеров. Впрочем, выдалбливая нишу в собственном доме, не стоит забывать о толщине стен: не ровен час, о ней напомнят соседи.<br>Деловой Петербург № 180 (17.11.2000, Пятница)