00:0026 февраля 200100:00
88просмотров
00:0026 февраля 2001
ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" (ВПЗ) продлило контракт на производство подшипников на 2001 год с крупнейшим американским автомобилестроительным концерном John Deere.
<BR><BR>ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" (ВПЗ) продлило контракт на производство подшипников на 2001 год с крупнейшим американским автомобилестроительным концерном John Deere.<BR>Стоимость контракта составляет $3 млн. Это крупнейший из экспортных договоров ВПЗ на этот год. Производитель подшипников не первый год сотрудничает с John Deere. Однако прежде суммы контрактов были скромнее. Например, на 1998 год - $300 тысяч. Всего в 2000 году ВПЗ поставил на экспорт примерно четверть произведенных подшипников (7,7 млн штук из 30,4 млн).<BR><BR><B>Сертификат ведет через границу</B><BR>Как рассказал "ДП" Александр Эльперин, председатель совета директоров ЗАО "ВПЗ", в отношении качества американские бизнесмены очень щепетильны, поэтому добиться их расположения сложно. "Но мы заручились международными системами качества продукции, а для западных компаний факт соответствия международному стандарту чрезвычайно важен", - говорит он.<BR>Система качества продукции ВПЗ сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов ISO9001-94 и QS9000 (стандарт системы качества для автомобильной индустрии).<BR>В апреле 2000 года Мексиканский университет стандартов сертифицировал заводскую систему менеджмента окружающей среды по международному экологическому стандарту ISO14001.<BR>По данным Методического центра "Эколайн", в России - единицы предприятий, которые сертифицированы по ISO14001. Кроме вологодского завода по стандарту ISO14001 сертифицированы участок совместного производства с Brisol-Meyers Squibb (США) на ОАО "Химико-фармацевтический комбинат "Акрихин" (Старая Купавна), петербургские компании "Лусент Текнолоджис" - Система Коммутационные Решения" и ООО "Несте Санкт-Петербург".<BR><BR><B>Акционеры ждут</B><BR>В связи с выходом ВПЗ на западный рынок, где требования к качеству намного выше, чем в России, акционеры завода вынуждены вкладывать львиную часть прибыли в техническое перевооружение. Реконструкция проходит здесь наиболее активно в последние 5 лет. "К перевооружению нас подталкивает анализ ситуации на мировом рынке подшипников, - говорит Александр Эльперин. - Если мы полностью не проведем реорганизацию (сегодня это сделано на 50-60%), наша доля на рынке сократится. Добавлю, что западных потребителей российский ГОСТ не устраивает, поэтому мы уже перешли на собственные технические требования, которые значительно выше требований ГОСТа".<BR>На ВПЗ планируется переоснастить кузнечное и токарное производство, реконструировать шлифовально-сборочные цеха. Инвестиции в техническое перевооружение составят в этом году около 90 млн рублей собственных средств. "В 2001 году мы запустим собственную ТЭЦ мощностью 5 МВт, что позволит самим вырабатывать часть энергии для нужд производства. Остальные 19 МВт по-прежнему будем покупать", - добавляет Александр Эльперин.<BR><BR><B>В тройке лидеров</B><BR>К концу 2001 года руководство ВПЗ планирует увеличить общий объем производства подшипников на 20%. Если это произойдет, предприятие рассчитывает превысить 20%-ную долю на российском рынке подшипников.<BR>Всего в России действует 26 подшипниковых заводов. ВПЗ входит в тройку лидеров среди российских предприятий данного профиля. Так, по итогам 9 месяцев 2000 года на долю ВПЗ приходилось около 14,2% от числа произведенных в стране подшипников. При этом в стоимости выпущенной продукции доля вологодского завода составляла 19,4%. Лидером отрасли остается ОАО "Московский подшипник", которое за 9 месяцев 2000 года выпустило продукции на 889 млн рублей (ВПЗ - на 787 млн рублей). На третьем месте - ОАО "Волжский подшипниковый завод" (521 млн рублей), ОАО "Саратовский подшипниковый завод" за три квартала 2000 года произвело продукции на 459 млн рублей, а ОАО "20-й Курский подшипниковый завод" - на 364 млн рублей.<BR><BR><B>На мировую</B><BR>Прочные позиции ВПЗ на рынке привлекли внимание потенциальных инвесторов. 2000-й стал для руководства ВПЗ годом борьбы за контроль над предприятием против скупки акций у работников завода. Немногим ранее с предприятия уволили нескольких топ-менеджеров, которые, как считают на ВПЗ, совместно с ЗАО АКБ "Саровбизнесбанк" (Нижегородская область) организовали кампанию по скупке акций. Банк стремился завладеть контрольным пакетом. Но в результате приобрел всего 26% акций завода.<BR>Теперь, судя по словам Александра Эльперина, противники стали для предприятия партнерами. "Они - полноправные акционеры. С этим мы должны считаться. Мы разрабатываем с банком ряд совместных проектов. Подробности я огласить не могу, но добавлю, что речь, в частности, идет об объединении нескольких российских подшипниковых производств в единое предприятие. Цель объединения - перераспределить влияние на рынке: чтобы мы, к примеру, отдали производство ряда наименований подшипников другому заводу, который, в свою очередь, передал нам производство других наименований", - говорит Александр Эльперин.<BR><BR>ВПЗ был основан 30 лет назад. Приватизирован в начале 90-х. За все время существования предприятие выпустило более 1,7 млрд подшипников. Если в 1991 году ВПЗ произвел 96 млн подшипников 350 наименований, то теперь на заводе изготавливают около 3500 наименований при объеме производства около 30 млн штук. Крупнейшие потребители: ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "ГАЗ", АООТ "УАЗ", ЗАО "МЗАТЭ", ОАО "КАМАЗ", John Deere и другие.<BR><BR><B>История</B><BR>Появление компании John Deere в числе крупных партнеров ВПЗ не случайно. Фирма специализируется на производстве тракторов, сельхозтехники, прицепного оборудования. Именно российский рынок всегда расценивался компанией как самый перспективный: на Западе объемы продаж John Deere падают. В 1999 году мировые продажи компании сократились на $2 млрд. Поэтому снижение себестоимости продукции за счет более дешевых российских запчастей выглядит для американцев привлекательно.<BR>Несколько лет назад John Deere планировал приобрести контроль над главным российским конкурентом - ОАО "Ростсельмаш". На базе предприятия решили создать совместное предприятие по производству комбайнов. Переговоры успехом не увенчались.<BR>В 1997 году на казахстанском ОАО "Манкентсельмаш" также шли переговоры с John Deere, представители которого предлагали организовать производство комбайнов для уборки хлопка. Общий объем инвестиций должен был составить $120 млн. Но и здесь "не срослось". В 1998 году, изучив ситуацию на рынке, американские специалисты сами отказались от казахстанского проекта.<BR>Теперь John Deere рассматривает возможность создания на территории Ленобласти производства тракторов мощностью до 20 тысяч машин в год. Пока идет проработка проекта. По данным "ДП", завод разместится на площадях "Русского дизеля" во Всеволожске, поблизости от сборочного производства Ford Motor Company.<BR>У John Deere есть представительства в России, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии, Грузии, Киргизстане, Таджикистане, на Украине, в Молдове.