Сложная техника пала жертвой борьбы

Таможенники эмпирическим путем пытаются определить, как заставить импортеров и товар ввозить, и пошлины сполна платить. В ответ импортеры резко сократили ввоз телевизоров и оргтехники.

<BR><BR>Таможенники эмпирическим путем пытаются определить, как заставить импортеров и товар ввозить, и пошлины сполна платить. В ответ импортеры резко сократили ввоз телевизоров и оргтехники.<BR>В январе 2001 года ГТК издает Приказ №67 от 22.01.01 "О проведении согласования решений о выпуске товаров в свободное обращение" (см. "ДП" №18/01). В этом документе содержится перечень рисков, при наступлении которых таможня принимает решение о более тщательном таможенном оформлении груза, что само по себе осложняет и удлиняет процедуру таможенной очистки грузов. Вследствие неподготовленности и медлительности таможенников объем ввоза товаров в страну сократился. Дилерам ничего не оставалось, как поднять отпускные цены, чтобы покрыть постоянные расходы и неожиданно возникшие убытки, связанные с необходимостью платить более высокие таможенные пошлины.<BR>Спустя три недели главный таможенник страны делает игрокам рынка подарок на День всех влюбленных. Именно 14 февраля из-под пера председателя ГТК РФ выходит очередной приказ №155, название то же. Но в пункте 7 сказано, что предыдущий приказ утрачивает силу. Такая реакция ГТК вызвана не столько растерянностью импортеров от действий таможни, сколько ее неготовностью справиться с возросшим объемом работ.<BR>"Вновь испеченный" документ содержит в себе уже не 13, а 11 рисков, кроме того, максимальный срок таможенной очистки, согласно документу, ограничивается 3 днями. Также из-под приказа "вывели" производителей, импортирующих товары для производственной деятельности, товары стоимостью менее 1-1,2 $/кг и товары, оформляемые по ставке 5-10%, а также фирмы-однодневки. <BR>"Сейчас ситуация нормализуется. Более того, для законопослушных участников ВЭД, за которыми в последнее время не наблюдались правонарушения, процедура таможенного оформления будет максимально упрощаться", - говорит начальник пресс-службы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Дмитрий Кокко.<BR><BR><BR><B>Как хотели, так и получили</B><BR>Благие намерения таможни противостоять росту числа нарушений таможенного законодательства коснулись в первую очередь рынков, где доля импорта составляет значительную часть (свыше 70%): бытовая техника и электроника.<BR>По воле случая или по тонкому расчету таможенных аналитиков момент ужесточения контроля таможенного оформления груза совпал с моментом, когда розничные торговцы бытовой техникой решили пополнять товарные запасы после новогодних праздников. К своему удивлению, они обнаружили, что оптовые цены на аудио- и видеотехнику еженедельно растут на 4-6%, кроме того, даже по высоким ценам на многих складах в городе ее уже нет.<BR>Розница была вынуждена последовать за импортерами и поднимать цены даже быстрее. Хотя поначалу некоторые торговцы пытались сдерживать рост цен с целью ускорить оборачиваемость средств. Но непредсказуемость будущих закупочных цен и насыщенность ассортимента оптовиков заставляла их отказаться от такой тактики. В итоге к середине февраля розничные цены на бытовую технику и электронику выросли на 25-30%.<BR><BR><B>Ответный ход</B><BR>Большинство продавцов бытовой техники заняли выжидательную позицию. "Импорт по всей России сократился на 70%. Все ждут, что будет дальше. Дело даже не в унификации тарифов, а в самой таможенной процедуре, - говорит менеджер по маркетингу петербургского представительства Samsung Electronics Ltd Наталия Данильченко. - Плюс ко всему, в результате искусственного дефицита появился ажиотажный спрос на технику". <BR>Однако далеко не все готовы покупать технику по внезапно подскочившим ценам. Объем продаж электробытовой техники уменьшился в среднем на 20%.<BR>"Некоторое время назад спрос был подогреваемый, поэтому в городе возник дефицит на некоторые виды аудио- и видеотехники. О планах на будущее говорить сейчас трудно, вероятнее всего, на рынке изменится соотношение импортной и отечественной техники", - говорит коммерческий директор ЗАО "Симтекс" Евгений Каратушин.<BR>Что касается компьютерщиков, то в их тылу отечественных производителей нет и отступать им некуда. Поэтому игроки компьютерного рынка оказались в большей степени заложниками сложившихся обстоятельств. <BR>"Наш рынок только что окреп. Люди стали покупать более дорогую и надежную компьютерную технику. Но теперь в ситуации искусственного дефицита и роста цен многие покупатели отложат покупки, кроме того, они станут более чувствительны к цене. Станет более рентабельным и начнет подниматься вторичный рынок", - объясняет директор по маркетингу и рекламе АОЗТ "Кей" Александр Хомяков.<BR><BR>Все пропало!<BR>По мнению участников рынка, поток товаров нормализуется, дефицит исчезнет, цены если и снизятся, то незначительно - на 5-8%. <BR>Во-первых, придется сполна платить таможенную пошлину по бытовой технике. Во-вторых, рост цен привел к сокращению объема продаж. <BR>Поэтому продавцам придется за счет увеличения маржи компенсировать накладные расходы. Вслед за импортом поднимутся цены и на отечественную технику, при этом сохранится прежнее соотношение цен между импортной и отечественной продукцией.<BR>По мнению Александра Хомякова, "затор" на границе продлится еще месяц. "Эта ситуация влияет на весь рынок, - продолжает он. - Например, по разговорам со знакомыми рекламистами знаю, что отмена рекламных кампаний - сейчас далеко не единичный случай. <BR>Можно предположить, что возрастет спрос на специалистов в сфере логистики. Компании, у которых сильные логистики, и сейчас умудряются как-то "протащить" товар. Ситуация может получить развитие по двум сценариям: либо товар "отпустят" и его будет много, либо "не отпустят" - и тогда он будет продаваться по спекулятивным ценам".<BR><BR><B>Что делать</B><BR>Новые ценники волей-неволей заставят продавцов разрабатывать способы для стимулирования сбыта. Пока же маркетологи компаний не предпринимают активных действий в этом направлении.<BR>"А что мы можем сделать? Письма писать, что ли?" - задал риторические вопросы менеджер магазина "Звездная лига", попросивший не называть его фамилию, и поинтересовался, какой совет может дать корреспондент "ДП". <BR>Возможно, сложившаяся ситуация заставит продавцов обратить внимание на отечественных производителей бытовой техники. Раньше ценовая разница, например, между телевизорами "Рубин" и Samsung исчислялась парой-тройкой сотен рублей. <BR>"Теперь у довольно большой категории покупателей останется выбор только между "Рубином" и "Горизонтом", но и на них цена, соответственно, поднимется. Пока же в нашем магазине отечественные марки электробытовой техники вообще не присутствуют", - продолжил менеджер "Звездной лиги".<BR>"Мы внимательно следим за развитием проекта "Союзный телевизор". Думаю, у отечественных марок очень хорошие перспективы, была бы правительственная поддержка, - говорит Илья Гамов. - Мы намерены компенсировать потребителю повышение цен увеличением пакета сервисных услуг - бесплатную доставку, кредиты, обмен старой техники на новую и т.д.".<BR>Кроме сервиса и товаров местного производства маркетологи рассматривают как вариант более активную рекламу. И делают ставку на ...менталитет. По их прогнозам, за несколько месяцев потребитель привыкнет к новым ценам и начнет делать покупки в прежнем объеме.<BR>Материал подготовили: <BR>Владимир Лавицкий, <BR>Ольга Кувшинова, <BR><B>Александр Сологуб</B><BR><BR><B>История</B><BR>Все началось в прошлом году с Постановления Правительства РФ №886 от 27.11.2000 "О частичном изменении Постановления Правительства РФ №148 от 22.02.2000". С 1 января 2001 года были введены четыре "унифицированные таможенные ставки: 5, 10, 15 и 20%. Отдельно оговорено, что ставки ввоза новых автомобилей составят 25% от стоимости. Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ) и Правительство РФ таким образом надеялись свести до минимума потоки "серого" импорта, а также заставить импортеров прекратить декларировать товары со сходными характеристиками по гораздо более низким ставкам.