Защита торговой марки

- Мы разработали новую торговую марку и выпустили продукцию на рынок. Через какое-то время обнаружили, что другая компания выпускает продукцию под торговой маркой, очень похожей на нашу. Что нам делать?

<BR><BR>- Мы разработали новую торговую марку и выпустили продукцию на рынок. Через какое-то время обнаружили, что другая компания выпускает продукцию под торговой маркой, очень похожей на нашу. Что нам делать?<BR>- Вначале надо определиться с терминами: торговая марка, логотип, фирменный знак, фирменная эмблема, брэнд - все это синонимы товарного знака.<BR>Товарный знак охраняется в соответствии с Законом РФ от 23.09.92 №3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Чтобы оградить торговую марку от использования ее различными компаниями, нужно приобрести исключительное право на товарный знак. Для начала необходимо подать заявку на его регистрацию в Патентное ведомство РФ. Заявку на регистрацию товарного знака можно подать самостоятельно или обратиться к патентным поверенным. Хотелось бы подчеркнуть, что заявка на регистрацию товарного знака может быть подана только от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, но не от имени физического лица.<BR>Что включает в себя заявка? Кроме обычных сведений, касающихся адреса и фирменного наименования, в нее входят изображение знака и описание (это может быть слово, логотип, фирменная эмблема или любой изобразительный элемент, а также этикетка), перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, и платежный документ, подтверждающий оплату пошлины.<BR>Конкретный срок проведения экспертизы заявки на товарный знак законом не установлен, на практике он составляет более одного года. Такой долгий срок объясняется большим количеством заявок, поступающих в патентное ведомство.<BR>Кроме того, процесс проведения экспертизы сам по себе достаточно длинный. Сначала проверяется новизна знака, его сходство с другими зарегистрированными знаками и с заявками, поступившими в Патентное ведомство ранее. К тому же не все обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, так как в Законе предусмотрен целый ряд оснований, препятствующих регистрации (статьи 6, 7 Закона РФ от 23.09.92 №3520-1). Скажем, никому не может быть дано исключительное право на название географических объектов, в том числе стран, городов, на простое наименование товара (пиво светлое, вода минеральная, масло мягкое) или услуги (авторемонт, центр фирменной торговли) для обозначения именно этих товаров или услуг; право на обозначения описательного, хвалебного характера (хороший, идеальный, надежный) и т.п.<BR>Если процедура экспертизы завершилась благополучно, выносится решение о регистрации товарного знака. После уплаты пошлины товарный знак регистрируется в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, а его владельцу выдается свидетельство на товарный знак.<BR>Свидетельство на товарный знак действует в течение 10 лет, каждые 10 лет действие регистрации может быть продлено.<BR>И только получив свидетельство на товарный знак, его владелец может воспользоваться своим исключительным правом, включая право предъявить претензии нарушителю. В прошлом году в судах Петербурга было рассмотрено более 20 подобных дел.<BR>Также вашими союзниками в защите прав на товарный знак могут быть Министерство по антимонопольной политике, Государственный таможенный комитет, органы МВД. (Ю.Ц.)<BR>Виктор Станковский, генеральный директор Санкт-Петербургского офиса фирмы патентных поверенных "Городисский и Партнеры", патентный поверенный РФ.