00:0021 февраля 200100:00
21просмотров
00:0021 февраля 2001
Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ запретил экспорт лома цветных и черных металлов любым видом транспорта, кроме морского.
<BR><BR>Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ запретил экспорт лома цветных и черных металлов любым видом транспорта, кроме морского.<BR>Исключение будет сделано лишь для нескольких регионов России - Северо-Западного среди них нет. Приказ ГТК России №1219 от 27 декабря 2000 года "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов" явно не обрадовал российских экспортеров, которые никак не ожидали подобного "подарка" от Государственного таможенного комитета и уже подсчитывают убытки, которые неизбежны. В очень тяжелом положении окажутся российские экспортеры с малым оборотом металлолома и зарубежные импортеры, не имеющие выхода к морю.<BR><BR><B>Железо гнут на восток</B><BR>"Со вступлением в силу приказа ГТК (28 февраля 2001 года) значительно увеличится стоимость и время оформления грузов", - утверждает эксперт ООО "СТМ" Валерий Глыздов.<BR>"Экспортеры, которые осуществляют свою деятельность в регионах, где нет морских таможенных постов, будут вынуждены прекратить ее в западном направлении", - уверен эксперт по экспортным операциям ЗАО "Интеркон" Сергей Ганичев. По его мнению, убытки понесут не только российские экспортеры, но металлургия той же Финляндии. "Непонятно, чем перед ГТК провинился, например, крупнейший в Скандинавии металлургический комбинат Outokumpu Polarit, который на 50% обеспечивается российским металлоломом. Ведь морское сообщение с этим северным районом осуществляется только в короткое полярное лето. Концерн Outokumpu Polarit инвестирует сотни миллионов долларов в реконструкцию металлургического производства в России!" - недоумевает Сергей Ганичев. Решение ГТК экспортировать лом только морским транспортом, скорее всего, вызовет неодобрение не только в России, но и в Европе. Евросоюз уже ввел ограничения на российскую сталь, так как, в свою очередь, Россия ввела экспортные пошлины на лом металлов. В Европе масса предприятий работают как раз на ломе российского металла. <BR>Страны, в которые есть возможность экспортировать металлолом морским путем, вряд ли ощутят на себе негативные последствия, в отличие от предприятий, не имеющих связи с морем. Российским же экспортерам придется либо объединяться, либо ждать попутного транспорта, так как в одиночку осуществлять экспорт будет крайне сложно. Труднее всего придется небольшим фирмам.<BR><BR><B>Портовики готовы </B><BR>Коммерческий директор ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Александр Тихов уверен: приказ ГТК никак не скажется на работе Морского порта. "Мы не ориентированы на грузопоток лома цветных и черных металлов, и этот вид деятельности не является для нас приоритетным. Поэтому приказ ГТК вряд ли повлияет на увеличение грузооборота лома через наш порт", - говорит Александр Тихов. По его мнению, экспортеры также не проявляют повышенной активности: "Немногие представили нам свои предложения, как строить дальнейшую работу", - говорит коммерческий директор Морского порта.<BR>В ОАО "Петролеспорт" приказ ГТК был воспринят не столь равнодушно. Объем перевалки лома черных металлов через ОАО "Петролеспорт" в 2000 году составил около 1 млн тонн. По мнению специалистов ОАО "Петролеспорт", у них есть резервные мощности для перевалки дополнительных объемов металлолома. В то же время экспортеры пока не проявляют большой активности в этом вопросе.<BR><BR><B>Контроль как метод протекционизма</B><BR>В пресс-службе ГТК уверены, что запрет на экспорт лома цветных и черных металлов любым видом транспорта, кроме морского, поможет успешно бороться с нарушениями, которые, по мнению таможенников, являются непременной составляющей при перемещении грузов автомобильным видом транспорта. По мнению сотрудников таможни, ГТК надеется, что морской путь позволит осуществлять так называемый "визуальный" контроль за грузами и сделает невозможной практику промежуточного складирования. В действительности же меры, предпринятые ГТК, лежат в русле взятого Правительством РФ в 1999-2000 годах курса на поддержку отечественных металлургических заводов. Пока протекционизм отечественным производителям результатов не принес. Вторичный металл, собираемый на территории России, на заводы страны так и не хлынул (подробнее см. "ДП" стр. 16).