В магазинах Европы покупателям меряют температуру

Отечественному розничному продавцу очевидно, что нужно автоматизировать учет товаров и некоторые функции управления магазином. В западном понимании задачи торговых систем более широки. Существуют целые пласты автоматизации продаж, которые не связаны с уче

<BR><BR>Отечественному розничному продавцу очевидно, что нужно автоматизировать учет товаров и некоторые функции управления магазином. В западном понимании задачи торговых систем более широки. Существуют целые пласты автоматизации продаж, которые не связаны с учетом товаров и не слишком популярны в России.<BR>Программное обеспечение используют не только для учета товаров, но и для учета посетителей магазина. В России для этого порой применяют системы безопасности (вход/выход), которые снабжают счетчиками для регистрации прошедших через них людей. В некоторых магазинах для анализа траекторий покупателей в магазине используют даже телекамеры видеонаблюдения.<BR>За рубежом применяют научные методы учета посетителей. Например, на выставке Retail TECHNOLOGY'2000 (Дюссельдорф, Германия) представили систему регистрации передвижения посетителей по торговому залу, которая замеряет температурные поля. Температура отражает концентрацию посетителей на различных участках магазина. В итоге получают два показателя: распределение покупательских потоков и среднее время совершения покупки на различных участках зала. <BR>Анализ первого параметра позволяет оптимизировать распределение ассортимента в торговом зале. Второй показатель позволяет лучше организовать выкладку товара. Например, сопутствующие товары выкладывают в местах, где велико время совершения покупки. А если товар первой необходимости и время покупки минимально, то выкладывать рядом дорогой товар неразумно. Здесь просто необходимо организовать удобный проход. <BR><B>Слежка за мясником</B><BR>Другим примером использования средств автоматизации в розничной торговле может служить кадровая система. В России обычно при выборе торговой системы в первую очередь интересуются ее взаимосвязью с бухгалтерией. На Западе наиболее популярна программа планирования и учета рабочего времени сотрудников. Это сложная задача, если учитывать частично занятых сотрудников и зависимость оплаты их труда от рабочего времени и результатов. Часто необходимо соединять кадровую систему с электронным торговым оборудованием. Например, для получения информации о фактическом рабочем времени и производительности труда необходим интерфейс с POS-терминалами и весами.<BR><B>Еда и кирпичи</B><BR>Зарубежные системы специализированы, занимают свою нишу и однозначно со-ответствуют маркетинговом сообщениям. Отечественные разработки обычно позиционируют как универсальные. <BR>С точки зрения западной классификации, программное обеспечение для автоматизации торговли делят на фронт-офис (кассы), бэк-офис (управление) и логистическую систему. Определяющим фактором считают специализацию: торговая система для продаж продуктов питания (food) или промышленных товаров (nonfood). В приложениях nonfood обычно выделяют товары с цветами и размерами (одежда, обувь) и специальные товары (например, товары с серийными номерами и гарантийными обязательствами). Отмечают особые методы торговли - по образцам, по каталогам. В последнее время в отдельную группу выделили системы для Интернет-торговли. <BR>Характерное деление западных программ по секторам food и nonfood для России нетипично. Отечественные разработчики считают, что система должна работать во всех отраслях торговли. Несмотря на то что большинство российских систем ориентировано на технологию самообслуживания в супермаркете, позиционируются они как универсальные. Иногда это оправданно. Например, в мебельном магазине "Икеа" (nonfood) технология действительно соответствует самообслуживанию в супермаркете. Но в случае продажи одежды специфика товара становится очевидной. Магазин маркирует товар, который поступает от разных поставщиков. Причем этикетка сложная, она содержит много дополнительной информации (артикул, цвет, размер и т.п.). <BR><B>Бухгалтер менеджеру не товарищ</B><BR>Отечественные системы ориентированы на финансовую отчетность. В западных разработках зависимость от бухгалтерии практически отсутствует. Для сети "Икеа", магазины которой расположены в 29 странах, не нужно учитывать в торговой системе особенности законодательства этих стран. <BR>Привязка отечественных систем к бухгалтерии идет в ущерб ее функциональности, сильно усложняет ее, ограничивает быстродействие. Например, в 2000 году для всех компаний, которые занимаются автоматизацией, серьезной проблемой стало введение правила учета товара на складе без НДС. Однако хранить товар на складе без учета НДС неудобно. Менеджер может ошибиться, формируя наценку на закупочную стоимость товара без НДС. Фактически торговая система должна вести два учета: для бухгалтерии и для менеджеров. <BR><B>Макароны по четвергам </B><BR>Западные системы четко отличают по функциональности: комплексная или специализированная, для оптовой или розничной торговли. Например, в системе Dewas расходную накладную оформляют только на возврат товара, поскольку система предназначена исключительно для розничной торговли. Вся реализация идет через кассу, а продажи юридическим лицам системой не предусмотрены. <BR>Отечественные разработчики совмещают в рамках одной системы разнообразные виды торговли: продуктами питания и одеждой, оптовую и розничную.<BR>Заметно отличаются и модули организации поставок товаров в магазин. Главная особенность западной системы - жесткие требования к графику поставок, наличие расписания. Менеджер зарубежного магазина требует привезти творог к 9.00, бакалею - по пятницам, во второй половине дня и т.д. В отечественных системах управления максимум планируют товарный запас, данные о котором сформированы на основе анализа последних отчетов. <BR><B>О главном</B><BR>Менеджеры российских магазинов считают, что западные системы автоматизации стоят сумасшедшие деньги. На самом деле уровни цен на программы для среднего магазина сопоставимы. Правда, при этом сильно отличаются технологии работы систем. Например, для супермаркета с торговой площадью 2000 м2 в одной из западных торговых систем предусмотрено совсем неприличное с точки зрения российского автоматизатора количество рабочих мест - два компьютера. <BR><BR>По материалам www.technoshop.ru.