00:0020 февраля 200100:00
17просмотров
00:0020 февраля 2001
На Сайменском канале, который связывает финское озеро Сайма с Балтийским морем, реализуется программа реконструкции стоимостью FIM1 млрд.
<BR><BR>На Сайменском канале, который связывает финское озеро Сайма с Балтийским морем, реализуется программа реконструкции стоимостью FIM1 млрд. <BR>Сейчас на канале идет эксперимент по продлению сроков навигации. В район 6-го шлюза (первого на финской территории) будет подаваться теплая вода с целлюлозного предприятия Kaukas в городе Лаппеенранте. Таким образом финские специалисты надеются обеспечить круглогодичную эксплуатацию канала. И хотя российская сторона в реконструкции канала не участвует, она сможет получить от внутренних финских инвестиций косвенную выгоду: Ленобласть - приток финских туристов, Российская Федерация - арендную плату. <BR>Еще пару лет назад об этом нельзя было говорить с уверенностью, поскольку Суоми вынашивала альтернативный вариант - строительство канала "Кюмийоки" в районе города Котки, который связал бы Финский залив с системой рек и озер Финляндии. Однако проект стоимостью в несколько миллиардов финских марок сочли непомерно дорогим. Правительство Финляндии предпочло потратить FIM 1 млрд на крупномасштабную реконструкцию Сайменского канала, цель которой - увеличение пропускных параметров шлюзов и обеспечение круглогодичной навигации. То, что финны приступили к активной модернизации канала, - хороший признак для России. Скорее всего, это означает, что Финляндия намерена пролонгировать межгосударственный договор об аренде российской части Сайменского канала, срок которого истекает в августе 2013 года.<BR>Ожидается, что уже в нынешнем году Финляндия начнет переговоры о подготовке нового договора, поскольку в действующем, который заключался с СССР, многие положения устарели. <BR><BR><B>Косвенные выгоды</B><BR>Пока Северо-Запад России от Сайменского канала прямой выгоды не имеет. Однако его круглогодичная эксплуатация может увеличить поток финских туристов, которые прибывают в Выборг на катерах, яхтах и круизных лайнерах именно по Сайменскому каналу (в 2000 году - около 100 тыс. человек за сезон).<BR>Кроме того, шоссе, ведущее к таможенному посту "Брусничное", находится в зоне аренды, его содержит и обслуживает именно финская сторона (формально шоссе - не международная трасса, а подъездная дорога к шлюзам на канале).<BR>В правительстве Ленобласти воздерживаются от комментариев как возможности включения Сайменского канала в судоходную систему Севера-Запада России, так и получения в казну Ленобласти части денег за аренду. "Проблема в том, что аренда канала производится по межгосударственному договору, поэтому все деньги идут в федеральный бюджет", - сообщили "ДП" чиновники правительства Ленобласти.<BR><BR><B>Перспективная связь</B><BR>Тем временем в правительстве Ленобласти зреет идея постройки "своего" канала. На пресс-конференции в Выборге губернатор Валерий Сердюков уже не в первый раз упомянул о возможной прокладке судоходного канала через Карельский перешеек, который связал бы центр России (через Волго-Балт, Свирь и Ладогу) с Финским заливом. Валерий Сердюков назвал даже ориентировочную стоимость канала - более миллиарда долларов. Специалисты-гидротехники пока не берутся оценивать проект. "Это перспектива не сегодняшнего дня и каких-либо серьезных разработок ее, насколько я знаю, пока не существует", - сказал директор проекта ОАО "ЛенморНИИпроект" Александр Панин. По его словам, проблема транспортировки грузов через Ладогу и Неву действительно стоит очень остро, так же как и проблема экологической безопасности Невы и Петербурга. <BR>"Да, есть такая идея - построить канал между Ладожским озером и Выборгским заливом, - сообщил заместитель уполномоченного по Сайменскому каналу Олег Василевский. - Сейчас движение и грузовых, и пассажирских судов в основном идет только до Петербурга. Хотя вышел новый закон РФ, который гласит, что на внутренние водные пути теперь допускаются и суда под иностранными флагами, но Россия к этому технически не готова: должны быть обеспечены системы связи, безопасности, выполнен ряд других международных условий. Но в дальнейшем иностранные суда пойдут из Западной Европы по нашим внутренним водным путям и попасть они к нам смогут только через Балтийское море, Финский залив, Петербург".