Web-дизайнеры грезят о web-рынке

Петербургский web- дизайн мечтает о том, чтобы протоптать дорожку на Запад, не вылезая из "уютной" коммунальной квартиры.

<BR><BR>Петербургский web- дизайн мечтает о том, чтобы протоптать дорожку на Запад, не вылезая из "уютной" коммунальной квартиры.<BR>Сценарий начала работы на западного клиента у web-дизайнеров примерно одинаков. Некая зарубежная компания случайно наткнулась в Интернете на русский сайт и заинтересовалась его создателями. Именно так, например, возникла студия Mezich Design. "Троих человек - дизайнера, программиста и "ответственного за содержание" пригласили сделать сайт Морскому порту. Сайт заметил представитель одной японской компании и связался с разработчиками", - вспоминает креативный директор бюро Mezich Design Павел Черняков.<BR>Далее клиенты пошли "по цепочке". Японец "сосватал" дизайнеров в Цюрих, где они успешно реализовали проект по созданию виртуального музыкального портала и сайта Швейцарского музея. Сайт музея, в свою очередь, приглянулся супруге главы одной американской компании и т.д. "Мы не рекламируем себя, клиенты нас находят сами. А заниматься саморекламой на Западе - дело весьма дорогостоящее", - комментирует Павел Черняков. Например, в Yahoo минимальный пакет по обмену баннерами стоит несколько миллионов долларов. <BR><BR><B>Опыт программистов</B><BR>Но даже если не брать в расчет стоимость рекламы, одиночное позиционирование российских web-услуг вряд ли будет иметь успех. По оценкам дизайнеров, западный клиент, во-первых, весьма настороженно относится к подобным предложениям из России. Во-вторых, чтобы переубедить его в том, что российские "интернетчики" - не варяги, требуется много времени и сил. <BR>У программистов миссию промоушена взял на себя созданный год назад Санкт-Петербургский консорциум разработчиков информационных технологий "Форт-Росс", который недавно стал членом германской Ассоциации IT-компаний и первым российским членом Ассоциации IT-компаний в Юго-Восточной Азии. "На Западе объективно существует большая потребность в программистах. Наша задача - показать, что этот ресурс им может дать Россия и что он организован, управляем, надежен", - говорит президент "Форт-Росса" Валентин Макаров. Используя интерес западных заказчиков к российским специалистам, консорциуму удается экономить на рекламе. Например, в 2000 году на промоушн потрачено $20 тыс. <BR><BR><B>Поручительство</B><BR>Web-дизайнеры, не имея подобной ассоциации, в поиске заказов делают ставку либо на рекомендации западных клиентов, либо на поручительство. "Самостоятельно довести договор до конца часто не получается: клиенты либо боятся, либо, чтобы минимизировать риск, предлагают копейки", - говорит владелец web-студии "Артимакс" Алексей Максимов.<BR>Одна из западных компаний, запросивших у "Артимакса" стоимость услуг на разработку электронной презентации, объяснила свой шаг примерно так: "Мы обратились к вам не потому, что дизайнеры из России обладают большим профессионализмом и предлагают качественные услуги. Преимущество российских дизайнеров заключается в стоимости их услуг".<BR>В поиске заказов "Артимаксу" помогают компании-партнеры из США и Германии. "И языковые, и юридические проблемы, которых боятся западные клиенты, вполне реальны. Поэтому наши партнеры занимаются и ведением переговоров, и заключением контрактов, получая за это процент с заказа", - говорит исполнительный директор студии Любава Черкасова. <BR>Дизайнеры, не имеющие счетов в зарубежных банках, научились разбираться в тонкостях отечественной бухгалтерии. По указу Президента РФ банки обязаны информировать налоговые органы о совершении лицами операций на сумму от $10 тыс. и более. Так что достаточно открыть счет на физическое лицо и попросить клиента оплатить заказ частями, не превышающими "налоговый предел".<BR>Программисты наиболее перспективным рынком считают США (оттуда поступает 50% заказов), а также Скандинавские страны и Германию. Но если американский клиент через день после знакомства уже может выслать по электронной почте заказ и контракт, то на "воспитание" консервативных европейцев уходят месяцы. Например, "Форт-Росс" в 2000 году совершил семь поездок по Северной Европе: прямые контакты и промоушн - самый верный способ получить заказ.<BR><BR>"Стыдно-с..."<BR>Сами дизайнеры видят свое преимущество не столько в ценах, сколько в качестве и технологиях (например, "Артимакс" гордится своей прогрессивной анимацией), а также в скрупулезности при проработке заказа (Mezich по собственной инициативе изучил японский фольклор, чтобы изобразить клиенту рисунок зверька с оптимальной смысловой нагрузкой).<BR>Как ни печально, но бывает, что пользующиеся российским "web-оффшором" стремятся сей факт тщательно скрыть, дабы не навредить собственному имиджу. "Заказчик из США прислал письмо с просьбой убрать имя своей компании из нашего портфолио, а с их сайта - ссылку на нас. Причина - якобы партнеры неправильно поймут, узнав, что компания решила сэкономить, воспользовавшись услугами российских дизайнеров, - поведали типичную историю в одной из петербургских web-студий. - Мы не оговорили в контракте авторские права, но нашли юристов, которые выяснили все, что по этому поводу гласит международное законодательство и даже законы того самого штата, в котором компания находилась. В законах говорится, что авторское право по умолчанию не отчуждается. Об этом мы и написали в ответном письме. После чего удостоились ответа с извинениями от самого учредителя: "Мы не могли подумать, что в России так хорошо знают законы об авторском праве!"<BR>"Консенсус" в таких случаях выражается в продаже авторских прав. В результате заказчик убирает "компрометирующую" ссылку, а дизайнеры получают до 100% надбавки к стоимости своей работы.<BR><BR><B>Цены</B><BR>Стоимость "экспортных" сайтов, как правило, не превышает $5 тыс. Есть дизайнеры, работающие и за $1-2 тыс. При этом стартовая цена на внутреннем рынке составляет от $5 за страницу (сайты из 7-10 страниц считаются небольшими). Средняя петербургская цена "средненького" сайта - $300-500.<BR>Впрочем, и в Европе, и в Америке тоже есть дизайнеры (как правило, студенты), предлагающие свои услуги за $50-200 (вариант "домашней странички"). Средняя же европейская цена сайта - около $7 тыс. "Навороченный" сайт от именитой американской студии потянет на $50-100 тыс.<BR>Менеджер по PR ЗАО "Web Plus" Мария Дринберг отметила, что за последний год вырос уровень местных заказчиков. "Стоимость заказов увеличилась на 30-40% за счет того, что клиенты стали требовать более сложные и большие сайты. Сейчас минимальная цена - от $1000. Поэтому мы не ищем западных клиентов: наша web-студия и так перегружена местными заказами", - пояснила она.<BR>Одни "оффшорные" дизайнеры на местном рынке готовы работать по "внутренним" ценам; другие убеждены, что "их" петербургский клиент - тот, кто спрашивает о цене в последнюю очередь и готов платить по "евростандарту". "В этом плане выход на зарубежный рынок крайне губителен для работы на рынке внутреннем", - заметил Павел Черняков.