Изменения во второй части Налогового кодекса

Отвечая на многочисленные просьбы читателей, продолжаем публиковать краткие комментарии к новой редакции второй части Налогового кодекса РФ.

<BR><BR>Отвечая на многочисленные просьбы читателей, продолжаем публиковать краткие комментарии к новой редакции второй части Налогового кодекса РФ.<BR> (Начало см. в "ДП" №16/2001.)<BR><BR><B>Налог на доходы физических лиц</B><BR>1. Установлено, что доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и(или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений (ст. 208). <BR>2. Имущественный вычет при строительстве либо приобретении жилого дома или квартиры предоставляется за весь налоговый период (год), в котором физическое лицо приобрело право собственности на указанное имущество, а не с даты (месяца) регистрации права собственности, как предусматривалось в старой редакции второй части кодекса (ст. 220).<BR>3. В отличие от старой редакции второй части кодекса физические лица - налоговые резиденты в случае получения ими доходов от источников, расположенных за пределами РФ, одновременно с налоговой декларацией не обязаны представлять в налоговый орган справку от источника доходов с переводом на русский язык.<BR><BR>Единый социальный налог (взнос)<BR>1. Исключено положение о том, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в субъектах РФ на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности (ст. 235). Тем не менее указанные налогоплательщики не уплачивают единый социальный налог согласно Закону Санкт-Петербурга от 27.11.2000 №641-70. <BR>2. У налогоплательщиков-работодателей не облагаются налогом выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы (ст. 236).<BR>3. Установлен отчетный период по налогу - календарный месяц (ст. 240).<BR>4. Установлена обязанность работодателей по представлению в налоговый орган расчета о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей. Срок представления расчета - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.<BR>Кроме того, работодатели обязаны ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ сведения (отчеты) о суммах начисленного налога в ФСС, суммах, использованных на выплату пособий, суммах, направленных на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, суммах расходов, подлежащих зачету, а также о суммах налога, уплачиваемых в ФСС (ст. 243).<BR>5. Установлен срок подачи налогоплательщиками-работодателями налоговой декларации по налогу - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.<BR>Также регламентирован порядок уплаты налога по итогам года, согласно которому разница между суммами авансовых платежей и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (14 апреля), либо зачету или возврату налогоплательщику (ст. 243). <BR>6. Конкретизирован порядок уплаты налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения (ст. 243).<BR>7. Установлен срок подачи налоговых деклараций налогоплательщиками, не являющимися работодателями, - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 244).<BR>К таким налогоплательщикам относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты. При этом при представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период. <BR>8. Исключено положение о том, что при появлении в течение года источника дохода сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком по согласованию с налоговым органом. <BR>Теперь данную сумму налогоплательщик (чаще всего индивидуальный предприниматель, начинающий свою деятельность) будет определять самостоятельно. <BR>В заключение следует отметить, что, несмотря на определенные положительные результаты от внесения изменений, вторая часть Налогового кодекса РФ все же недостаточно подробно регламентирует порядок налогообложения организаций и физических лиц. Федеральный Закон от 29 декабря 2000 года №166-ФЗ не устранил все недоработки, допущенные при разработке и принятии второй части НК РФ. <BR>Например, в кодексе отсутствует указание на дальнейшее использование сумм "входного" НДС, полученного налогоплательщиком в месяце, в котором он получил освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога в соответствии со ст. 145 НК РФ, - будут эти суммы уплачены в бюджет либо станут считаться внереализационным доходом. Также неясно, будет ли такой "освобожденный" налогоплательщик иметь право на возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, либо отнесет их на себестоимость. <BR>Спорным моментом является также вопрос о правомерности применения имущественного вычета физическими лицами при приобретении жилья по итогам 2001 года при условии, что налогоплательщик по итогам 2000 года применил аналогичную льготу в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц".<BR>Вторая часть Налогового кодекса РФ содержит ряд других спорных моментов, и есть все основания полагать, что противоречия нового налогового законодательства станут (как это было и ранее) причиной для споров налогоплательщиков с налоговыми органами, окончательное решение по которым сможет вынести только арбитражный суд.(Ю.Ц.)<BR>Вадим Баранча, юрист ЗАО "МКД Партнер".