00:0030 января 200100:00
9просмотров
00:0030 января 2001
Первое полугодие 2001 года грозит бизнесу ужесточением налогового администрирования и усилением валютно-экспортного контроля.
<BR><BR>Первое полугодие 2001 года грозит бизнесу ужесточением налогового администрирования и усилением валютно-экспортного контроля.<BR>В качестве компенсации предлагается ослабить государственное регулирование.<BR>Планы законотворческой деятельности и законодательных инициатив на 2001 год составили как депутаты Государственной думы, так и чиновники министерств и ведомств РФ. <BR>Примечательно, что ни рассмотрение новой редакции Таможенного кодека, ни принятие Земельного кодекса в план первоочередных задач как чиновников, так и депутатов не попали.<BR>Как сообщил департамент правительственной информации (ДПИ), Правительство РФ утвердило "План действий в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы" (далее - План действий). Документ предполагает разработку 72 нормативных правовых актов. Часть из них уже оформлена в виде законопроектов и внесена на рассмотрение в Госдуму. Другие попадут в российский Парламент в ближайшее время. <BR>Как сообщили в аппарате представителя Правительства в Государственной думе Андрея Логинова, 15 января премьер-министр России Михаил Касьянов направил в Думу письмо, в котором содержалась просьба рассмотреть в приоритетном порядке законы, подготовленные Правительством и другими субъектами законотворческой инициативы, необходимые для реализации перспективных и текущих планов Правительства. При принятии Думой плана работы на весеннюю сессию просьба Михаила Касьянова была удовлетворена на 95%.<BR><BR><B>Налоговое администрирование</B><BR>После вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК), в которой введены плоская шкала подоходного налога и единый социальный налог, Правительство РФ решило способствовать увеличению поступлений платежей в бюджет.<BR>В частности, в целях совершенствования налогового администрирования Правительство РФ намерено гарантировать соблюдение интересов бюджета при исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате обязательных платежей. Для этого Министерством финансов России разработан проект федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 19, 23, 44, 45, 52, 53, 54, 55, 57, 58 и 80 части первой Налогового кодекса РФ". <BR>Изменения и дополнения направлены на закрепление условий, при которых налог не признается уплаченным, а также на усиление ответственности кредитных организаций за надлежащее исполнение платежного поручения. Иначе говоря, чиновники пытаются вновь вернуть налогоплательщика в то время, когда уплатой налога считалась не дата перечисления средств в банк, а дата их поступления на бюджетные счета.<BR>В целях обеспечения контроля за соответствием цен товаров (работ, услуг), применяемых налогоплательщиками при исчислении налогов, рыночным ценам разработан проект федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 20, 40, и 45 части первой Налогового кодекса РФ". Законопроект предусматривает создание информационной базы о ценах на товары (работы, услуги), расширение перечня сделок, контролируемых налоговыми органами, уточнение порядка доначисления налога при отклонении цены, примененной при исчислении налога, от рыночной.<BR><BR><B>Спецэкспортеров возрождают</B><BR>В целях совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Минэкономразвития России разработан проект федерального Закона "О лицензировании экспорта и импорта товаров в Российской Федерации", который устанавливает правовые основы осуществления лицензирования экспорта и импорта товаров в РФ, определяет процедуру выдачи лицензий и полномочия федерального органа исполнительной власти, ответственного за оформление и выдачу лицензий.<BR>В целях защиты внутреннего рынка подготовлен проект федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Законопроект предусматривает изменения в распределении квот при установлении количественных ограничений по экспорту и импорту товаров. Он регулирует вопросы ограничения импорта товаров при проведении мероприятий, направленных на поддержание равновесия платежного баланса РФ, а также вопросы ограничения экспорта товаров в случае их критического недостатка на внутреннем рынке. <BR>Подготовлены и антидемпинговые поправки в федеральный Закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Законопроект предусматривает уточнение основных понятий, а также поясняет особенности проведения расследований, предшествующих введению антидемпинговых и компенсационных мер. <BR><BR><B>Земля и недвижимость</B><BR>Как следует из сообщения департамента правительственной информации, Правительство России считает, что для развития рынка земли и недвижимости необходимо обеспечить правовое урегулирование процедуры землеустройства, в частности сформировать земельные участки в качестве объектов недвижимости, что обеспечит защиту прав на землю и будет способствовать вовлечению земли в гражданский оборот. <BR>На решение этой задачи направлен разработанный Росземкадастром проект федерального Закона "О землеустройстве" (принят в первом чтении Государственной думой Федерального Собрания РФ 18 февраля 2000 года).<BR><BR><B>Компенсация</B><BR>Для улучшения инвестиционного и предпринимательского климата Минэкономразвития России разработало пакет документов, направленных на отказ от избыточного бюрократического регулирования бизнеса. <BR>Проект Закона "О порядке проведения государственного контроля (надзора) при производстве товаров, работ, услуг и их реализации" предусматривает меры, обеспечивающие гарантии соблюдения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. Предусматривается имущественная ответственность контрольных органов за ущерб, причиненный вследствие нарушения правил проверки.<BR>Проект федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц" основан на принципе единообразия и идее "одного окна". Предусматривается введение единого государственного реестра юридических лиц. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации. При этом регистрирующие органы не вправе требовать дополнительные документы.<BR>Проект федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения лицензии. <BR>В целях создания благоприятного инвестиционного климата разработаны меры по упрощению процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов. Минэкономразвития России подготовлен и представлен в Правительство РФ проект федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".<BR>Законопроектом предусматривается введение правила "одного окна" путем создания соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти, на который возлагается проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, а также выдача исходно-разрешительной документации для их реализации.<BR><BR>Сергей Глазьев, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ, фракция КПРФ:<BR><BR>"В весеннюю сессию наш комитет будет в первую очередь работать над тремя законами. Первый - "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ". Закон определяет процедуру разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов программ развития экономики. Сейчас практически нет никаких норм, которые определяют ответственность Правительства за формирование экономической политики. Принимая этот закон, мы задаем процедуру и правила формирования экономической политики страны. Нам будет легче спрашивать с Правительства за эффективность работы.<BR>Второй закон - "Закон о ценообразовании и основах ценовой политики". Мы вошли в рынок, а главный вопрос рынка, ценообразование, остается без каких-либо правовых норм, регламентирующих этот процесс. Каждый продавец волен устанавливать любые цены, часто дискриминационные. Распространение получила практика трансфертных цен для ухода от налогов. Закон, который мы готовим к первому чтению, предполагает восстановление всех форм и методов государственного регулирования цен, процедуры введения государственного регулирования и ответственность за соблюдение дисциплины цен. Также мы расширяем права товаропроизводителя в установлении цены. Он получает право фиксировать конечную стоимость товара, и продавцы должны реализовывать по этой цене, а вознаграждаться через скидки от цены товара при его приобретении. <BR>И третий закон - "Об электронной торговле". У нас уже можно делать покупки через Интернет, но сделки в электронной форме не имеют юридической защиты и законной силы, и это порождает массу проблем. Предприятия не могут легально использовать новые информационные технологии при совершении сделок купли-продажи. Это анахронизм в нашем законодательстве. По всем трем законам мы ждем очень острых дискуссий". (А.С.)<BR><BR>Игорь Артемьев, заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ, фракция "Яблоко":<BR><BR>"Мы удовлетворены тем, что принята плоская ставка подоходного налога: это входило в наш пакет предложений Правительству в прошлом году. В этом году мы выдвинули новые инициативы, в частности - военную реформу. Мы рассчитали, что в течение 1-1,5 лет при очень небольших инвестициях со стороны государства можно сделать российскую армию профессиональной. Кроме того, рассмотрели систему страхования депозитов.<BR>Хочу напомнить, что единственный фонд страхования депозитов уже работает более 4 лет в Петербурге. А распоряжение о создании фонда страхования депозитов в 1995 году подписал первый заместитель мэра Петербурга Владимир Путин. Я не думаю, что Президент будет препятствовать прохождению важнейшего Закона "О страховании депозитов". Кроме этого закона фракция одобрила Закон "О кредитных историях". Есть зарубежный опыт, когда частные самоорганизующиеся сообщества либо с участием ЦБ, как во Франции, или без его участия, как в Германии, ведут, по желанию клиентов, их кредитную историю. Это снижает риски и уменьшает процентные ставки. Нам нужно создать такую же возможность. Кроме того, мы во фракции готовим целую главу в Налоговый кодекс по налогообложению СРП. И наконец, с учетом того, что прокуратура творила в последнее время, мы обязательно коснемся защиты бизнеса". (А.С.)