00:0022 января 200100:00
23просмотров
00:0022 января 2001
Все талантливое немного ненормально. Все нормальное - как правило, не вызывает интереса. Возможно, некреативная реклама, на которую все сетуют, для зрителя как раз единственное спасение от стопроцентного диагноза.
<BR><BR>Все талантливое немного ненормально. Все нормальное - как правило, не вызывает интереса. Возможно, некреативная реклама, на которую все сетуют, для зрителя как раз единственное спасение от стопроцентного диагноза. <BR>"У кого что болит, тот о том и говорит", - напоминает поговорка. За каждой баночкой майонеза, каждой тоненькой прокладкой и толстой пельмешкой скрываются многочисленные комплексы создателей рекламы. Они тиражируются и прививаются населению, размножаясь, как микробы. Конечно, реклама может влиять и на другие стремления человека (например, к гармонии и счастью), но рекламисты считают, что более эффективно - напоминать о больном. Небольшой консилиум специалистов подтвердил подозрения.<BR><BR><B>Алкоголь комплексует</B><BR>Психологи - кто в шутку, кто от неожиданности - на вопрос о диагнозе рефлекторно говорят: "А какой нужно поставить?" Главный санитарный врач России поступил, как настоящий профессионал, сказав, что многомесячные отлучки толстяка из ролика одноименного пива - пример типичного пивного алкоголизма. "Кому поставить диагноз? Зрителям или авторам? Скажете "надо" - поставим. Но если серьезно, лет 5 назад Госдума первого созыва запретила психологическую экспертизу. Хотя, в принципе, чаще всего рекламистам можно было бы поставить диагноз "алкоголизм", - говорит один из психологов, консультирующий в области рекламы. Другой психолог, не чуждый рекламе, оказался более откровенным. По мнению Сергея Сергеева, директора Института личности, реклама пива демонстрирует преимущества "полезных свойств". Например, "Толстяк" является творением больных инфантилизмом, показывая, как с помощью пива можно выйти сухим из воды (с солодом и пр.). "Выпил, споткнулся, упал, очнулся - весна", - и тебя поймут. Причем даже будут за это уважать, поскольку пить пиво - "правильно". "Надо чаще встречаться", - подсказывает страх перед депрессией и одиночеством: жажда общения прямой дорогой ведет к жажде пива.<BR><BR><BR><B>Сексуальная революция </B><BR>В рекламе она совершенствуется из года в год. Например, одна из классических ирландских пивных марок расширяет свою аудиторию с помощью различных вариантов комплексов. "Выпивоха" приковывает себя цепями к стулу, ему не дотянуться до вожделенного бокала, сползающая капля не достигает высунутого языка. "Мазохист", - подтверждает голос за кадром. "Садист", - говорит голос в другом ролике с другим сценарием, и т.д.<BR>Иногда насквозь пропитанные комплексами авторы пытаются скрыть свои проблемы. "Например, Rama, "начинающая день с удовольствия", - в чистом виде подавленная сексуальность, подсказывает Сергей Сергеев. - А йогурт Fruttis, где даже ложка стоит, показывает, что создатель страдает или еще только подвержен импотенции. Жвачка Orbit говорит о сексуальной озабоченности: в ролике молодые люди, у которых "половая железа давит на глаза", никак не могут познакомиться в нормальных обстоятельствах". <BR><BR><B>Потребительская корзина</B><BR>Как выясняется, рекламные комплексы группируются по видам продуктов. Молочные продукты и майонезы тяготеют к возрастному регрессу и эдиповому комплексу. Например, "Вовочка" из ролика про Calve - лучший представитель этих диагнозов. <BR>Способы продвижения средств гигиены чаще всего свидетельствуют о пароноидальности их творцов. Например, прокладка Always, которую долго созерцают, затем выливают на нее голубоватую жидкость и разрезают ее. Но и на этом не останавливаются: прокладку кладут в конверт и надавливают на него. Все это - чистая паранойя, свидетельствуют психологи. <BR>Средства для похудания часто демонстрируют шизофрению или расщепление личности. Возьмем ту же Ларису Долину, которая в количестве шести дам появляется на кухне. При этом каждая шестая Долина умудряется жить своей жизнью. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что обычно худеющих актеров всего лишь раздваивают. <BR><BR>Forrest Gump<BR>Декан Высшей школы рекламы и Public Relation Андрей Ульяновский невозмутимо поставил рекламе три диагноза: идиотизм, булемия (обжорство) и фетишизм. "Идиотизм - это самая обширная группа, - с удовольствием рассказывает Андрей Ульяновский. - Самый яркий пример - финская марка Porti. "Porti сосиски, Porti колбаски", - распевают актеры. Или, к примеру, реклама антицеллюлитных брюк: "Ткань плотно облегает тело и жир вытесняется!" Более тонкая градация идиотизма - олигофрения. "Вместе будем наслаждаться", - поют герои чая Lipton в стилистике Forrest Gump.<BR>"К булемии взывают различные стимулирующие акции, - продолжает Андрей Ульяновский. - Я только что видел рекламу одного масла. Сколько они предлагали съесть и прислать компании упаковок! Впрочем, эта реклама граничит и с идиотизмом: она предлагает предварительно сосчитать на коробке всех коров!" <BR>Распознать фетишизм еще проще, особенно если он переходит в явный эксгибиционизм юных девушек и томных юношей, запахнутых в шубы.<BR>"Когда я посмотрела рекламу Rondo (с девушкой, вылизывающей конфету из ротовой полости партнера. - Н.У.), я вспомнила старую притчу", - говорит психолог Алла Евстратова. Притча рассказывает о том, как человек попадает в ад. В аду кипит огромное количество котлов с едой. Все зачерпывают яства длинными ложками, но не могут дотянуться до рта: слишком длинные ложки. Когда человек попадает в рай, он видит там то же самое. "Так в чем же разница?" - вопрошает человек. "Здесь - все друг с другом делятся". <BR>"В рекламе вроде бы тоже делятся, - рассуждает Алла Евстратова, - но... как-то негигиенично".