00:0022 января 200100:00
15просмотров
00:0022 января 2001
Стареющие волшебники из шварцевской "Сказки о потерянном времени" дали хороший урок современным менеджерам. Время - вещь призрачная, сродни воздушному шарику или мыльному пузырю. Его надо не собирать в мешок, а умело использовать.
<BR><BR>Стареющие волшебники из шварцевской "Сказки о потерянном времени" дали хороший урок современным менеджерам. Время - вещь призрачная, сродни воздушному шарику или мыльному пузырю. Его надо не собирать в мешок, а умело использовать.<BR>Манипулирование рабочим и свободным временем подчиненных - особое искусство, которое приносит фирме хорошие дивиденды.<BR><BR><B>Иллюзии трудоголиков</B><BR>Российская практика менеджмента в этой сфере находится пока в стадии формирования. По крайней мере большинство из опрошенных "ДП" управленцев руководствуется простым принципом - чем больше, тем лучше. "Если сотрудникам предоставить возможность самим распоряжаться рабочим временем, начнется хаос: постоянно будут возникать ситуации, когда нужно решить оперативную проблему, а того или иного специалиста нет на месте", - говорит директор по персоналу ООО "Коммарк Норд" Элина Денисова.<BR>Однако цивилизованный мир уже давно отказался от тиранической модели использования сотрудников. Например, в Японии работников, остающихся сверхурочно, наказывают денежными штрафами. В Швеции пошли еще дальше. Там некоторым категориям сотрудников запрещено работать больше 4 часов в день, в основном это относится к программистам. Возможно, скандинавы просто вспомнили о принципе Паретто, выведенном еще в середине 50-х годов, который гласит, что за 20% рабочего времени сотрудник выполняет 80% всей полезной работы.<BR><BR><B>Понедельник - день тяжелый</B><BR>"Вообще, вопрос управления временем очень сложный: менеджеру по персоналу приходится учитывать огромное количество "мелочей", - говорит Элина Денисова. - Например, совы или жаворонки сотрудники фирмы, и когда лучше работают - в начале или в конце недели". Совы и жаворонки в течение дня трудятся с разной активностью. Не везде это приемлемо. Директор одной рекламной фирмы рассказал, что в числе сов оказался сам: "Приезжаю на работу в полдесятого, а потом раскачиваюсь - хожу из угла в угол, пью кофе, веду посторонние разговоры, а к вечеру, наоборот, наступает повышенная активность, но звонить или вести переговоры уже поздно. Решили применить такой ход: на работу приезжать на полчаса раньше и проводить всем коллективом интенсивную 15-минутную планерку, своего рода "мозговую атаку". Отсутствие наказывается материально. Одновременно с обсуждением дел стали пить кофе или зеленый чай". Поскольку среди сов затесались и несколько жаворонков, то они задавали тон, а совы подтягивались: выглядеть хуже других на глазах всего коллектива никому не хочется.<BR>Кроме того, есть проблемы с началом рабочей недели. Понедельник до обеда - наитяжелейшее время. На утро можно запланировать дела, которые нельзя перенести (например, заранее назначить встречи). Это позволит быстро прийти в себя. <BR><BR><B>Свобода - это ответственность</B><BR>"Свобода - это возможность распоряжаться собственным временем со всей полнотой ответственности за результат, - считает директор по персоналу ЗАО "Малтифарм" Тамила Железняк. - Таким правом наделяется топ-менеджер, который сам себе ставит задачи и отвечает за их выполнение, а также менеджеры высшего звена. У нас есть директора, которые уходят очень рано; другие, наоборот, задерживаются допоздна". Это обеспечивает им определенные удобства в работе и выгодно с позиции генерального директора, который избавлен от необходимости контролировать уход и приход, а судит по результатам.<BR>Такая ситуация предполагает высокий уровень доверия и возможна только при отлаженной, сложившейся системе, лишенной ненужных звеньев. "Высокий уровень доверия между сотрудниками складывается после наработки неформальной технологии в работе. Для этого нужен уже сложившийся коллектив", - считает Тамила Железняк.<BR><BR>Золотые "бездельники"<BR>В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход: все зависит от задач, поставленных перед сотрудником.<BR>Например, управлять рабочим временем специалистов, занимающихся обслуживанием и ремонтом техники, оборудования, можно так: они получают фиксированную зарплату за нормированный рабочий день, а если случилась поломка, то с них высчитывают за каждый час простоя техники. Тогда они безропотно остаются после работы, даже ночью, чтобы быстрее устранить неисправность, и всячески стараются сделать так, чтобы техника работала бесперебойно. На одном крупном предприятии глава ремонтной службы, очень опытный и ценный сотрудник, вообще неотлучно сидит дома, получая приличную зарплату. А при возникновении серьезной поломки он незамедлительно прибывает на предприятие, поскольку с этого момента он теряет в зарплате.<BR><B>Практика показывает, что некоторым категориям работников свободное время вообще противопоказано. Например, рекламный агент, имеющий много свободного времени, как правило, нанимается на аналогичную должность в другую фирму. В итоге во время обхода потенциальных клиентов он предлагает прайс-листы сразу нескольких фирм, что явно не лучшим образом сказывается на результате его работы. Хотя последнее его обычно и не интересует.Анатолий Чернов</B>