00:0012 января 200100:00
11просмотров
00:0012 января 2001
Завтра Россия отмечает не только старый Новый год, но и большой филателистический праздник. 13 января 1858 года страна обрела свою первую почтовую марку. Так был дан старт отечественному марочному бизнесу.
<BR><BR>Завтра Россия отмечает не только старый Новый год, но и большой филателистический праздник. 13 января 1858 года страна обрела свою первую почтовую марку. Так был дан старт отечественному марочному бизнесу.<BR>На первой российской марке был изображен государственный герб, а ее номинал составлял 10 коп. В мире это событие прошло почти незамеченным: к тому моменту марки имелись уже во многих европейских странах, а первой - 6 мая 1840 года - вступила в "марочное пространство" Великобритания, выпустившая в обращение так называемый "Черный пенни". Говорят, во всем виноват сельский учитель Роуленд Хилл. Как-то он заночевал на постоялом дворе небольшого ирландского городка, а наутро увидел, как гостиничная служанка отказывается от доставленного ей письма, сославшись на отсутствие денег (в то время за письмо платил получатель). Как потом оказалось, служанка и не собиралась забирать письмо - ее возлюбленный вкладывал в конверт чистые листы, а вся нужная информация была зашифрована на наружной стороне послания. Видимо, душа справедливого учителя не смогла стерпеть подобного надувательства государственного почтового ведомства, и он придумал марку. <BR>Немедленно нашлись люди, которые хотели иметь как можно больше "маленьких бумажных четырехугольников с зубчиками" (говорят, еще в 1842 году в Times было опубликовано объявление некой "гражданки", собирающей использованные почтовые марки для оклейки своего будуара). Спрос рождает предложение: тут же появились люди, предлагающие марки к продаже. Марочная индустрия начала набирать обороты. Считается, что в наиболее развитых странах мира филателистом является чуть ли не каждый десятый. Ежегодно коллекционеры закупают марок примерно на $100 млрд. "Несколько лет назад в одном из французских каталогов я видел многолетнюю статистику, характеризующую выгодность инвестиций в тех или иных сферах. Марки там стояли на первом месте. Почетное второе занимали картины", - заметил филателист с 40-летним стажем, а также генеральный директор компании "Монолит-Инфо" Михаил Милюков.<BR><BR><B>Старый рынок</B><BR>Российский, а соответственно, и петербургский филателистический рынок ныне переживает не лучшие времена. Собирательный портрет современного отечественного коллекционера выглядит примерно так: родился в 195... каком-то году, окончил технический вуз, собиранием марок занимается лет 30, а то и больше. С каждым годом средний возраст филателиста аккуратно растет. Общая численность марочного "поголовья" Петербурга, по разным оценкам, составляет 20-30 тыс. человек (активных собирателей примерно на порядок меньше). Большинство - примерно 80% филателистов - собирает российские и советские марки.<BR>Наиболее мобильная часть марочного пространства находится в Internet. Здесь маркам посвящены десятки сайтов, конференций и "чатов". На некоторых сайтах организованы и торговые площадки, но, как показали наблюдения, в российском Internet марки продаются пока довольно вяло. К примеру, на одном из виртуальных аукционов на лот под названием "богатейшая коллекция марок" (начальная цена - $500) за пару недель не поступило ни одной заявки. Среди петербургских коллекционеров нет единства по вопросу выгодности марочных вложений. "Заниматься марками всегда было выгодно. Даже когда случился резкий спад в 1998 году. Марки все равно дорожали, дорожают и будут дорожать", - уверен Михаил Милюков. "Инвестировать средства именно в российские марки сейчас вряд кто рискнет. Филателия наша молодая, марки печатались и печатаются огромными тиражами. Стоимость же марки определяется не ее художественной ценностью, а ее тиражом или "ошибкой". Если собрать все наиболее редкие и ценные советские марки и их продать, то можно выручить не более $8-10 тыс.", - пессимистично настроен филателист, а по совместительству директор предприятия "Планета" Анатолий Низовой.<BR><BR><B>Торговцы маленькими бумажками</B><BR>Обслуживанием марочных потребителей в Петербурге в первую очередь занимаются частные торговцы, на профессиональном сленге - "акулы". Всего по Петербургу в местах скопления филателистов (одной из наиболее марочных "барахолок" считается ДК имени Кирова) "плавает" около сотни "акул". Кроме того, на торговле марками специализируются две частные фирмы - "Марки Петербурга" и "Стандарт-Коллекция". Совокупный же оборот марочной индустрии Петербурга составляет около $1 млн. "Торговля марками - безусловно, перспективный бизнес, и лет за 10-15 местный рынок может сформироваться во вполне цивилизованных рамках. Если, конечно, не будет форс-мажоров и прочих дефолтов. Марки - не предмет первой необходимости, по сути дела, мы торгуем удовольствием, поэтому рынок очень чутко реагирует на изменения в экономике. К примеру, как только в прошлом году начали увеличиваться цены на нефть, тут же выросло число покупателей дорогих марок среди высших менеджеров нефтяных и газовых компаний. В то же время кризис 1998 года совершенно убил у них желание пополнять коллекцию", - делится наблюдениями директор ООО "Марки Петербурга" Олег Владимирский.