Божественная коммерция: 2000 лет на сцене

Ему только что исполнилось 2000 лет. На Земле Ему поклоняется несколько сотен миллионов человек, каждому из которых нужен Его портрет; говоря профессиональным языком, - икона.

<BR><BR>Ему только что исполнилось 2000 лет. На Земле Ему поклоняется несколько сотен миллионов человек, каждому из которых нужен Его портрет; говоря профессиональным языком, - икона.<BR>При слове "иконописец" сознание услужливо рисует образ подвижника с одухотворенно-изможденным лицом, "в холоде и голоде" создающего очередной "портрет" Бога. На самом деле большинством богомазов всегда двигал вполне здравый коммерческий интерес.<BR>Об этом свидетельствует хотя бы история, произошедшая примерно 1000 лет назад с преподобными Антонием и Феодосием (в честь этих святых назван один из приделов Казанского собора). Летописи рассказывают, что Антоний и Феодосий "уговорились с греческими иконописцами о написании святых икон для церкви Печерской". Богомазы получили золото вперед, погрузились на корабль и отправились в Киев. На месте они с удивлением узрели, что предназначенный к росписи храм много больше, чем описывали им старцы. Попутно выяснилось, что преподобные Антоний и Феодосий давно отошли в лучший мир. (Таким образом, нематериальные старцы передали грекам вполне материальное золото, хотя и в гораздо меньшем количестве.) Данный факт, видимо, не удивил иконописцев: они решительно отказались трудиться за такие деньги и сели на корабль, чтобы вернуться на родину. Богомазы благоразумно передумали лишь после того, как их судно в течение нескольких дней так и не смогло двинуться вниз по течению - мешал неожиданно появившийся ветер. <BR><BR><B>Масштабы</B><BR>Иконописной индустрии Петербурга пока далеко до Москвы. Там сосредоточено большинство индивидуальных заказчиков, то есть реставрируемых и вновь строящихся церквей (отделка одного лишь храма Христа Спасителя стоила около $600 млн), да и основное массовое производство. К примеру, оборот художественно-производственного предприятия "Софрино" еще до кризиса составлял несколько десятков миллионов долларов в год. Кроме того, здесь работает множество живописных и реставрационных мастерских, специализирующихся на создании икон и церковного декора.<BR>Впрочем, несколько десятков петербургских иконописцев не сидят без работы. В городе одновременно восстанавливается больше 70 храмов. По канону, для самой миниатюрной церкви нужно как минимум пять икон. Говоря о своей работе, иконописцы переходят на сухой язык цифр - единицей измерения стоимости иконы зачастую служат квадратные метры.<BR>Кроме того, цены на рынке сильно колеблются в зависимости как от статуса церкви, так и от уровня исполнителя. В результате в одних случаях за большую икону (1,5х0,9 м) иконописец получает всего $100, в других - роспись иконостаса оформляется из расчета $1000 за 1 м2. По информации участников рынка, цена иконы зависит не только от ее "формы", но и от "содержания" и "места расположения".<BR>"Парадные" иконы, с обилием золота, в настоящее время не очень популярны. Зато особым спросом пользуется икона царственных мучеников - изображение семьи Николая II, а также небольшие иконы на аналой и иконы с ликом Спасителя. Пределом мечтаний каждого местного богомаза является Кафедральный Казанский собор. Иконописцы вполголоса рассказывают, что местный иконостас создается по "московским меркам". Говорят, что стоимость некоторых больших икон доходит здесь до $10 тыс. и более. "В стоимость исполнения росписи входит очень многое. Это создание предварительных эскизов, исполнение рабочего эскиза в масштабе - для переноса изображения на стену, исполнение живописи на стене и, конечно, количество материалов, стоимость штукатурного грунта и прочее", - рассказал профессор кафедры живописи и композиции, руководитель мастерской церковно-исторической живописи Российской Академии художеств Александр Крылов.<BR><BR><B>Этот жестокий мир</B><BR>Говорят, мир иконописцев отличается недоброжелательностью. По рассказам некоторых начинающих, профессионалы предпочитают не делиться опытом, говоря: "Сам научишься". Дело в том, что, несмотря на большое количество восстанавливаемых церквей, на местном рынке существует жесткая конкуренция. В результате даже известные мастера время от времени работают "в стол", правда впоследствии все "товарные запасы" успешно реализуются.<BR>Особенно много конфликтов возникает из-за получения заказов на оформление иконостаса. Впрочем, некоторым из петербуржцев удается получать даже московские заказы (к примеру, за "Троицу", написанную для храма Христа Спасителя, петербургский художник получил $3 тыс.). Но в основном иконописцы живут за счет частных заказов. <BR>Необходимо отметить, что несколько петербургских художников принципиально не берут деньги за работу для церкви. Но большинство все же придерживается более традиционных взглядов. "Лично мне батюшка сказал, что за икону брать деньги необходимо. Думаю, что вознаграждение нужно воспринимать как жертвоприношение. Деньги - эквивалент оценки иконы. Чем больше мы чтим образ, тем больше готовы за него отдать. Однажды я писала икону для церкви в Старой Руссе. При расчете настоятель повел себя странно, быстро сунув мне в руку смятые бумажки. Выйдя из храма, я увидела, что мне заплатили всего 150 руб. Самое интересное случилось потом: мою икону вскоре украли, а настоятеля за какие-то провинности понизили в сане. И как тут не верить в Божий промысел?" - с улыбкой поведала иконописец Светлана Николаева. (В.К., Д.Г.)