Предприниматели осваивают "сладкое" дело

Большая часть малого бизнеса Петербурга начинает присматриваться к "сладкому" делу: производству и продаже выпечки и кондитерских изделий. Пока еще эта ниша занята не полностью. "Сладкий" бизнес обладает большим потенциалом и высокой рентабельностью.

<BR><BR>Большая часть малого бизнеса Петербурга начинает присматриваться к "сладкому" делу: производству и продаже выпечки и кондитерских изделий. Пока еще эта ниша занята не полностью. "Сладкий" бизнес обладает большим потенциалом и высокой рентабельностью.<BR>Сейчас в городе производством кондитерских изделий, по данным электронной версии справочника "Желтые страницы", занимаются около 100 фирм. А кондитерское дело - быстро растущая отрасль. Потребление кондитерских изделий на человека увеличилось в России с 8,5 кг в 1999 году до 10 кг в 2000-м. Потенциальная же емкость рынка, по мнению экспертов, около 20 кг на душу населения.<BR><BR><B>Лакомки ждут своего часа</B><BR>Рынок кафе, один из наиболее динамично развивающихся в мире, слабо представлен в Петербурге. Кондитерские, где можно отведать пирожное, приобрести полуфабрикат или заказать торт, находятся на Невском или центральных улицах города. Но в других районах наличие и одного такого предприятия считается гордостью администрации.<BR>Жители Петербурга считаются сладкоежками. Только одного сахарного печенья, по расчетам отдела маркетинга фабрики имени К. Самойловой, ежемесячно съедается около 440 тонн.<BR>Директор ООО "Хонзус" Юрий Хононов, организующий в Петербурге собственную сеть фастфуд Pastries ("Пирожок"), считает, что и 1000 новых точек, продающих горячую выпечку, будет для Петербурга недостаточно. Его фирма также производит и продает предприятиям общепита замороженные полуфабрикаты.<BR><BR><B>И богач, и бедняк</B><BR>Потребители выпечки и кондитерских изделий делятся на две категории: небогатых, готовых приобрести слойку, полоску или булочку не дороже 3 рублей, и покупателей побогаче, способных выложить за порцию сладкого 15-30 рублей. Потребности первых удовлетворяет в городе ОАО "Булочно-кондитерский комбинат "Нева", чьи "полоски песочные" продаются на лотках у метро и в недорогих магазинах.<BR>Вторая категория покупателей предпочитает покупать изделия высокого качества, требовательна к нюансам и особенно придирчиво относится к внешнему виду продукции. Эти же клиенты не против того, чтобы выпить чашечку кофе со свежим пирожным в уютном кафе и купить торт, сделанный по индивидуальному заказу.<BR><BR><B>Наше дело - эксклюзив</B><BR>Испечь торт на заказ стоит от $5 до $25, в зависимости от сложности работы. Этим занимаются и большие комбинаты, и маленькие кондитерские. Объем рынка тортов в Петербурге оценивается в $70 млн в год. Около 7% этой суммы приходится на эксклюзивные заказы.<BR>Совладелец семейной пекарни ООО "Риваль" Яна Новикова считает, что поточное производство - это дело крупных кондитерских комбинатов. По ее мнению, преимущество и маркетинговая выгода малого бизнеса заключаются именно в возможности делать эксклюзивные вещи.<BR>Под пекарней у "Риваля" собственный небольшой магазин, где жители окрестных домов покупают свежую выпечку. Кроме того, предприятие обслуживает оптовиков из других районов. Возможности экспансии в регионы ограничивают высокие транспортные расходы. Возить товар клиенту небольшими партиями становится нерентабельным.<BR>Другие малые кондитерские предприятия справляются с этой проблемой, организуя по мере роста собственные транспортные отделы из нескольких машин и доставляя продукцию по точкам без задержки.