00:0018 декабря 200000:00
15просмотров
00:0018 декабря 2000
Рынок цветов и живых растений в Петербурге все еще переживает фазу "трудного детства".
<BR><BR>Рынок цветов и живых растений в Петербурге все еще переживает фазу "трудного детства". <BR>Продавцы цветов пытаются "снять" верхний слой платежеспособного спроса, реагируя на сиюминутные потребности покупателей. Воспитанием "своего" покупателя заниматься некому - больших инвестиций в цветочный бизнес пока никто не делает. Товар идет "с колес", и ценовая конкуренция на этом рынке проявляется лишь у метро, когда вянущий пучок растений нужно срочно сбыть или его придется выкидывать вовсе.<BR>В петербургском цветочном бизнесе уживаются две крайности: эксклюзив и вал. Промежуток между - продажа недорогих, со вкусом подобранных композиций цветущих растений "на каждый день" - практически отсутствует.<BR>Сотрудники магазинов, предлагающих салонные букеты, готовы собрать композиции на любой вкус и по любому случаю украсить "заводы и пароходы". Нередко букеты такие огромные, что проблемой становится доставка - они в буквальном смысле "не лезут в дверь". Как правило, у таких фирм есть круг постоянных клиентов. Но погоды на цветочном рынке элитные салоны не делают. <BR>Основная масса цветов продается на развалах у метро. "Мимоза, мимоза, а вот кому мимоза", - призыв цыганок, торговавших в застойное время в переходах и у метро, сегодня ненамного изменился. Вместо мимозы уличные продавцы зазывают "на розы и хризантемы".<BR>Едва покупатель подходит к цветам - атака продолжается. Продавец пытается выяснить, какой суммой располагает клиент. В ряде магазинов продавцы оценивают порог, с которого начинают работать с клиентом; обычно - от 150 рублей. Желающий приобрести букет забывает, что пришел за живым и хрупким товаром, которым будет любоваться дорогой ему человек. Продавец отмеривает ему товар, правда, не на вес, а на энную сумму. Клиент расплачивается и убегает. <BR><BR><B>Цветы, как картины</B><BR>"Хотя цветы - это предмет роскоши, мы могли бы продавать их значительно больше, - считает директор фирмы "Оранж" Александр Иванов. - У нас затяжная зима, когда глаз просит чего-нибудь живого и красивого".<BR>В цивилизованных странах цветы и декоративные растения давно стали украшением дома и офиса. Рядовой петербуржец покупает цветы в основном по случаю - на день рождения или на праздник. Например, если в среднем один цветочный киоск или лоток у метро продает 100-200 цветков в обычный день, то в праздничные дни спрос резко увеличивается. Например, 8 Марта - в 6-10 раз. Резко возрастает объем продаж к 1 сентября, в последние годы - на Валентинов день. Однако возможности рынка огромны: цветы живут от силы 1-2 недели, затем человек снова становится потенциальным покупателем. <BR><BR><B>Бутоньерки и букеты</B><BR>По оценкам специалистов, больше всего цветов покупают жители Германии, Великобритании, Франции. В этом списке Россия занимает лишь 6-7-е место. <BR>"Хотя жители западных стран цветы покупают чаще россиян, средняя стоимость букетов колеблется в пределах $5-15 за букет и редко больше", - говорит директор филиала Международной школы флористов-дизайнеров "Николь" ООО "Планта-А" Алла Соколова. - Русский человек любит большие, пышные букеты и готов выложить за них немалую сумму". По различным оценкам, это $20 и выше. Пока эти деньги идут мимо цветочных прилавков. Продавец просто не обучен тому, как их взять. <BR>Например, когда изобилие цветов в Петербурге стало делом привычным, продавцы в магазинах столкнулись с проблемой: покупатель боится, что маленький (хотя и дорогой) подарок, например ландыши в ноябре, не оценят по достоинству. <BR>Сотрудники фирмы "Планта-А" считают: "Мастерство как раз и заключается в том, чтобы из ландышей сделать такой букет, от которого потенциальный покупатель не мог оторвать глаз и захотел его купить".<BR>В последние 2 года покупатели начинают отдавать предпочтение букетам из разных цветов, бутоньеркам. В ведущих магазинах сдвиг в сторону цветочного дизайна налицо, но общий фон определяет не он. Букет в ларьках и в большинстве магазинов по-прежнему редкий гость. Даже бабушки, торгующие у метро, оказались более расторопными. "Летом этого года к метро просто лавиной стягивались бабушки с веселенькими букетиками, - рассказала одна из продавщиц у метро "Пионерская". - Прохожие останавливались и покупали цветы просто так, для себя и близких, что у нас пока редкость".<BR><BR><B>Нежный товар</B><BR>В Петербурге действует несколько курсов и школ по флористике и аранжировке, где учат как европейскому дизайну, так и икебане. Многие из них действуют при магазинах. Стоимость занятий колеблется от100 рублей в месяц до $2000 за 2 года обучения. В магазинах-салонах дают мастер-классы ведущие российские и западные флористы.<BR>Хотя курсов становится больше, они пока не удовлетворяют всем потребностям, не готовят к работе в реальных магазинах. "Одно дело - композиция для выставки, другое - букет, который тоже должен быть красивым и учитывать особенности, вкусы, возраст человека, кому он предназначен", - высказывает свое мнение директор магазина-салона "Цветы на Фонтанке" Татьяна Казачук.<BR>Сотруднику цветочного магазина нужны разноплановые знания - по цветоводству и дизайну, психологии и истории. Например, магазин-салон "Цветы на Фонтанке" получил заказ на оформление итальянского консульства. Дело было осенью, в цвету - хризантемы. "Из литературы мы узнали, что в Италии хризантема - траурный цветок, - говорит Татьяна Казачук. - Цветы - дело хрупкое, мы легко могли попасть впросак".<BR><BR><B>Бизнес на горшках</B><BR>Продажа комнатных цветов - отдельная песня. На Западе цветочные магазины сродни выставкам. Посетители смотрят, любуются, а в нужный момент консультант тактично начнет разговор о хрупком товаре. <BR>Создать цветочную галерею по силам многим магазинам. Но возможности не реализуются даже там, где есть условия, например в выставочном зале "Цветы". Одна из причин - отсутствие грамотной работы с покупателем. Сидящие бабушки-смотрительницы следят лишь за тем, чтобы "товар не портили, листья не обрывали". <BR>Узнать о новинках "зеленого рынка", правилах ухода за горшечными культурами, о месте в интерьере практически невозможно. Здесь почти нет сопутствующих товаров - земли, удобрений, горшков и пр.<BR>Большие нереализованные возможности у Ботанического сада, который организовал продажу цветов в одной из оранжерей. Работает оранжерея до 15 часов, выходной - воскресенье; закрытие на летний период сводит на нет другие достоинства - наличие в ассортименте редких растений, которые в городе больше нигде не купить.<BR>Актуальной была бы и продажа здесь всевозможных аксессуаров для любителей комнатных растений, а также буклетов, сувениров с символикой Ботанического сада.<BR><BR>В Петербурге и Ленинградской области свыше 10 предприятий занимаются выращиванием цветов на срезку, комнатных цветов, рассады. Среди них: СХПК "Цветы", САО "Лето", АОЗТ "Щеглово", "Шушары", "Скреблово", агрофирма "Роса", ЧП "Колос".