Петербург дождался мировых судей

С 25 декабря начнется конкурсный отбор кандидатов на должности 211 мировых судей первого созыва. Согласно федеральному законодательству, они должны быть избраны сроком на 5 лет.

<BR><BR>С 25 декабря начнется конкурсный отбор кандидатов на должности 211 мировых судей первого созыва. Согласно федеральному законодательству, они должны быть избраны сроком на 5 лет. <BR>Петербургские законодатели решили, что назначение на должность мирового судьи осуществляется по результатам открытого конкурса. Законодательное собрание (ЗС) может выбрать мирового судью из нескольких претендентов. Крайний срок представления в Собрание возможных кандидатур - 23 января 2001 года.<BR>Необходимость появления института мировых судей сторонники судебной реформы объясняют желанием разгрузить суды общей юрисдикции: мировым судьям будет передано 60% гражданских и 20% уголовных дел.<BR>Если учесть, что на каждого районного судью приходится по 86 дел в месяц, они действительно несколько разгрузятся. Произойдет это за счет дел, срок наказания за которые не превышает 2 лет, а сумма иска - 500 МРОТ.<BR> Но появление нового отростка в ветви судебной власти радует не всех. Многие юристы, которые ведут дела своих клиентов в судах, считают - устоявшаяся судебная система благополучно подомнет и перестроит мировых судей под себя, наградив их своими пороками. <BR><BR>Аркадий Крамарев, депутат ЗС, председатель постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности:<BR>"Мировой судья - это судья субъекта Федерации, всю ответственность, от назначения до финансирования, несет за него субъект Федерации. Мировой судья будет настолько близок к населению, что все его промахи и пороки будут неминуемо бить по нам, потому что мы его назначили. <BR>Не надо поддаваться на эмоциональные всхлипывания о том, что мы оставляем в стороне судебное сообщество: во-первых, сообщество сообществу рознь, а во-вторых, желание районных судей получить себе в подчиненные послушного и удобного мирового судью, принимая участие в его непосредственном отборе, должно быть пресечено. Как и желание некоторых чиновников заработать на этом процессе. Необходимо преодолеть кастовость судей. Судебная система сопротивляется. Но в данном случае мы выступаем в интересах тех горожан, которые хоть раз побывали на приеме у пожизненного судьи, годами ожидая минутного вердикта".<BR><BR>Денис Королев, начальник юридического отдела ООО "Городисский и Партнеры":<BR>"Я принципиально не согласен с тем, что нам нужен институт мировых судей. Надо не создавать что-то новое, а попытаться реформировать существующее. Одна из функций мирового суда - разгрузить суды общей юрисдикции. А почему они загружены? Как мне видится, это связано с низким профессиональным уровнем некоторых судей и регулярным возвратом решений судов из вышестоящих инстанций из-за допущенных на местах ошибок. Для того чтобы выправить ситуацию, достаточно регулярно - минимум раз в год - проводить аттестацию судей, чтобы они, получив пожизненный статус и несменяемость, постоянно работали над своей квалификацией. От этого и ошибок будет меньше, и работа ускорится.<BR>И решение об этом логично принимать на уровне высших судебных инстанций, что будет и дешевле, и эффективнее.<BR>Я считаю, что надо не выстраивать новый механизм, а хорошенько смазать старый, так как через некоторое время у мировых судей будут те же проблемы, что и в судах общей юрисдикции".<BR><BR>Павел Штепан, адвокат городской коллегии адвокатов, старший партнер адвокатской фирмы "Юринформ-центр": <BR>"Мировые судьи сейчас очень нужны. Недаром с 1997 года депутаты Государственной думы от Петербурга и члены Совета Федерации лоббировали скорейшее введение этого института для нашего города. Мировой суд должен рассматривать наиболее простые дела, с тем чтобы снять нагрузку с судов общей юрисдикции. Это важно, так как сейчас в районных судах из-за повышенной нагрузки не соблюдаются сроки рассмотрения дел. Вместо положенных 1,5 месяца люди мучаются годами.<BR>Мировые судьи являются судом первой инстанции, то есть их решения можно будет оспорить в том же районном суде. Но, по моему мнению, на кассацию уходит не более 1/3 дел. Из 60% гражданских дел, которые могут быть переданы мировым судьям, обратно в районы вернется не более 20%. Хотелось бы надеяться, что 2/3 нагрузки с них все-таки снимут".<BR><BR>Илья Питеркин, заместитель начальника Управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Санкт-Петербурге: <BR>"Стратегически создание мировых судов - правильная мера, но тактически многое не проработано. У нас пока система районных судов общей юрисдикции полностью не отлажена и требует значит финансовых вливаний (на реставрацию ряда зданий, доукомплектацию аппарата судов и т.д.). Введение института мировых судей - значительные вложения. Поэтому принятие любого закона должно сопровождаться финансовой поддержкой, которой законодательство о мировых судьях не обладает. Не секрет, что для 211 судей и их работы нужны помещения (несколько десятков тысяч квадратных метров) и административный аппарат (по два секретаря на судью). По нашим подсчетам, затраты на это можно было снизить на 10-15%, объединив судей в несколько округов - по 18-20 в одном. Можно было сэкономить на помещениях и на персонале. Но в ЗС нас не услышали.<BR>Еще нужны поправки в процессуальный кодекс, согласно которым в районных судах, при необходимости рассмотрения дел мировых судей во второй инстанции, использовался не трехсоставный (из трех человек), а односоставный суд. Чтобы судья принимал решение единолично. Тогда эффект от разгрузки районных судов будет большим"