00:0014 декабря 200000:00
19просмотров
00:0014 декабря 2000
Рынок алкогольной продукции полон противоречий. Не проходит и полугода, чтобы объем производства ликероводочных изделий не сокращался.
<BR><BR>Рынок алкогольной продукции полон противоречий. Не проходит и полугода, чтобы объем производства ликероводочных изделий не сокращался. <BR>И это несмотря на то, что более 70% алкоголя жителями города на Неве выпивается в виде водки, самогона, ликеров. При этом слабая половина человечества в количественном отношении не уступает сильной.<BR>С января по октябрь 2000 г., по данным Комитета по потребительскому рынку администрации Петербурга, производство водки и ликероводочных изделий сократилось на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. И это в период сезонного роста спроса. В холодное время года увеличивается потребление крепких напитков, оптовики делают запасы к новогодним праздникам.<BR>Впрочем, снижение объема производства не стало неожиданностью для игроков рынка.<BR><BR><B>Без государства не обошлось</B><BR>Государство, стремясь максимизировать доходы от алкоголя, увеличивая налоги и ужесточая законы, подрывает легальный водочный бизнес. В начале 2001 г. Правительство в очередной раз планирует увеличить акцизы. Рост налогового бремени делает производство водки малорентабельным и снижает его привлекательность в глазах добропорядочных предпринимателей. Производители, работая с рентабельностью 15% и выплачивая налоги 65-70% от стоимости, вынуждены искать способы увеличения оборотов.<BR>"Но каждый раз после повышения акцизов происходит некоторое снижение объемов продаж", - отмечает исполняющий обязанности директора ГУП "Петербургалкогольконтроль" Вячеслав Матвеенко.<BR>В итоге участники алкогольного рынка, крепко сжатые в тисках государственного регулирования, выискивают различные схемы ухода от налогов. Недобросовестные игроки продвигают на рынок водку в обход законов. Как следствие, в рознице она стоит дешевле на 20-30%.<BR>Довольны и поставщики нелегальной продукции, и потребители. Первые получают сверхприбыль, вторые - желанный напиток по низкой цене. Недовольны только те, кто продает водку в рамках закона. Их обороты сокращаются и прибыль падает. Как следствие, предложение смещается в "тень", переполняя рынок "незаконным" спиртным и сбивая цены.<BR>Несмотря на то что минимальная цена за литр водки установлена законом в размере 60 рублей для оптовой продажи (включая стоимость посуды), минимальная цена предложения оптовиков не поднималась выше 42 руб. В конце октября она упала почти в 2 раза (см. график 1).<BR><BR><B>Кто кого</B><BR>С вином ситуация обстоит несколько иначе. С начала 2000 года местные производители наращивали выпуск вина. Контроль государства в этом сегменте рынка менее заметен, и рост производства внушает оптимизм участникам рынка, несмотря на то что вина потребляется почти в 5 раз меньше, чем водки (см. график 2).<BR>Потенциал роста объема производства виноделов - в замещении дорогой импортной продукции дешевой отечественной. Доля импортных вин на рынке - около 55%, за оставшуюся часть рынка Северной столицы борются 9 местных предприятий. Недостаток производимых в России виноматериалов виноделы компенсируют за счет импорта. Основные поставщики сырья и готовой продукции - страны ближнего зарубежья, которым удается теснить вина, поставляемые из Западной Европы. Около 75% импортных вин приходят на рынок Петербурга из Молдавии и Грузии. С начала 2000 г. предложение грузинских вин выросло в 3 раза.<BR>Среди крепкоалкогольных напитков увеличивается импорт элитной продукции: коньяков, бренди и коньячных напитков. Другое дело - водка. Импортеры могут отдыхать - доля ее импорта менее 1% и вряд ли подрастет. Отечественные производители крепко сплотились в борьбе за рынок, а государство надежно защищает их покой таможенными барьерами.<BR>Местные авторитеты отрасли - ЗАО "Ливиз", ЗАО "ПГ "Ладога", ООО "Петербургская продовольственная компания" контролируют более 60% легального оборота водки в Петербурге.<BR><BR><B>Вечный спрос</B><BR>Большинство петербуржцев предпочитают покупать недорогой алкоголь. Потребители, делая рациональный выбор, сопоставляют крепость напитка и его цену. Здесь вино значительно проигрывает водке, так как цена одного градуса у вина значительно дороже, чем у водки. Виноделы идут на всяческие ухищрения, чтобы снизить себестоимость продукции и поднять цену градуса.<BR>"Иногда в качестве виноградного вина предлагается коктейль: сброженный сок, спирт, ароматизаторы, красители. Вин бракуется много, и подобную картину мы наблюдаем второй год, но нельзя сказать, что тенденция усиливается", - говорит руководитель испытательной лаборатории "ПЕТЭКС" СПб ГУ "Центр контроля качества продовольственных и косметических товаров" Людмила Гамова.<BR>В то же время изготовление вин - длительный и трудоемкий процесс. Вино требует специальных условий хранения: нужно поддерживать температурный режим, уровень влажности и т.д. Поэтому стоить дешево оно не может. Поставщики этого напитка считают вино элитной продукцией и стараются держать марку.<BR>По мнению начальника отдела сбыта ООО "Самтрест - С. Петербург" Анатолия Хачатурова, "производство дешевых вин из натуральных виноматериалов сейчас не выгодно. Поэтому мы временно приостановили их выпуск".<BR>Из всех вин по объему потребления с водкой может конкурировать только шампанское. Лидирует "Советское", оставляя далеко позади другие марки шипучего напитка. Число любителей этого вина - почти 1 млн человек. Однако большинство потребителей шампанского пьют его реже, чем 1 раз в месяц, по особым случаям. Больше всего выпивается этого напитка в новогодние праздники.<BR>Средние оптовые цены на шампанское начали расти с октября, когда торговцы стали активнее делать запасы перед Новым годом. <BR>"Цены достигнут пика к середине декабря, и маловероятно, что средняя оптовая цена за 0,75 литра шампанского поднимется выше 57 рублей", - считают оптовики.