МВФ прервал "турецкую баню"

Принятие дополнительной программы по реформированию турецкой экономики привело к выделению кредита МВФ в размере $7,5 млрд. Это поможет на некоторое время восстановить финансовые рынки и избежать девальвации турецкой лиры.

<BR><BR>Принятие дополнительной программы по реформированию турецкой экономики привело к выделению кредита МВФ в размере $7,5 млрд. Это поможет на некоторое время восстановить финансовые рынки и избежать девальвации турецкой лиры.<BR>Особенность турецкого случая заключается в том, что причиной кризиса стала как раз экономическая программа, согласованная с МВФ. В России хорошо знают о том, что МВФ требует от страны-заемщика принятия специальной программы реформирования экономики, согласованной с фондом. В конце 1999 года правительство Турции начало новый этап борьбы с инфляцией и бюджетного регулирования. Эти меры сразу же принесли достойные результаты. За полгода инфляция упала до минимального уровня за 14 лет, процентные ставки упали, отношение государственного долга к ВВП резко снизилось, а экономический рост ускорился. Турция планировала снизить инфляцию в 2000 году до 25%, в 2001 году - до 10-12%. Рост ВВП на этот год планировался на уровне 6%. Характерно, что примерно таких же результатов хотело добиться и Правительство России.<BR>Дальнейшему росту в какой-то мере помешало ухудшение мировой обстановки. Если для России высокие цены на нефть создали почву для блестящих показателей бюджета, то Турции пришлось столкнуться с ускорением роста цен до 44% годовых и замедлением производства. Не слишком удачно развивалась программа приватизации и реформирования банковской системы, что также говорит об аналогиях с Россией. Именно банковский кризис стал причиной обвала финансового рынка Турции.<BR>Банки зарабатывали прибыль на операциях с госбумагами, но реализация экономической программы привела к снижению их доходности. Финансовые учреждения оказались не готовы к работе по кредитованию реального сектора экономики, а не государства. Турецкие банки активно привлекали средства за границей и вкладывали их в высокодоходные ценные бумаги. Иностранные инвесторы негативно отреагировали на ухудшение ситуации в Аргентине и "пробуксовку" реформ в Турции и начали сезонный вывод средств не в самом конце года, а немного раньше. В то же время наблюдались уменьшение объемов и удлинение сроков банковских депозитов. <BR>В результате 22 ноября банки столкнулись с кризисом ликвидности, ставки однодневных кредитов взлетали до 200% годовых, а доходность госбумаг превысила 50% годовых. Высокие ставки не увеличили спрос на турецкую валюту и другие активы, и центральный банк потратил около $1,5 млрд для поддержки курса лиры. Последовавший за этим обвал фондового рынка усилил давление на курс и объем валютных интервенций превысил $6 млрд. Курс лиры превысил 690 тыс. лир за доллар. Турция поняла, что без помощи МВФ обойтись не сможет.<BR>"Кредитор последней надежды" после непродолжительных переговоров все-таки решил помочь стране, по его рекомендациям впавшей в кризис. В среду было объявлено о предоставлении кредитов на сумму более $10 млрд. Эта сумма включает $2,9 млрд, обещанных МФВ ранее, и $7,5 млрд дополнительной помощи. Выделение кредитов должно быть одобрено правлением МВФ 21 декабря. За деньги правительство и центральный банк обещали усилить реформы. <BR>Во-первых, было заявлено об увеличении программы приватизации. Именно проблемы с притоком иностранной валюты в страну повлияли на девальвацию лиры. Теперь правительство продаст больший пакет акций Turk Telekom и Turkish Airlines. <BR>Планируется принятие новых законодательных актов, касающихся приватизации госбанков и специального налогового пакета. "Всесторонний набор дополнительных мер демонстрирует решимость в преодолении текущих экономических и финансовых проблем Турции. Эта программа заслуживает сильной международной поддержки", - сказал директор-распорядитель МВФ Хорст Келер. <BR>Кредиты МВФ смогут поддержать истощившиеся резервы центрального банка и курс лиры в краткосрочном плане, но не решат проблему банковской системы. На этой неделе Агентство по регулированию и надзору над банками было вынуждено взять под контроль 9-й по размеру турецкий банк Demirbank, состояние дел которого "рассматривается как рискованное для безопасности и стабильности финансовой системы и прав клиентов". Сейчас правительству принадлежат или находятся под его контролем 11 из 76 турецких банков, в том числе два крупнейших банка. <BR>Пока что состояние банковской реформы вызывает много вопросов и опасений. Проведение в жизнь экономической программы также может столкнуться с сопротивлением, поэтому аналитики не исключают однократную резкую девальвацию лиры в 2001 году.