Пользователи предпочитают типовые решения и отказываются от сопровождения

Доходы операторов рынка системной интеграции растут: в 2000 году объем продаж программных продуктов составит $240-250 млн, это на 20-25% больше, чем в 1999 году.

<BR><BR>Доходы операторов рынка системной интеграции растут: в 2000 году объем продаж программных продуктов составит $240-250 млн, это на 20-25% больше, чем в 1999 году. <BR>Специалисты прогнозируют в 2001 году сохранение прироста доходов в этом секторе рынка.<BR>Оживление спроса ожидается в начале следующего года, в связи с введением с 2001 года нового плана счетов. Решение Правительства России послужило причиной для потенциальных пользователей отложить покупку программ, ожидая появления обновленных версий.<BR><BR><B>Как это было</B><BR>Еще 2 года назад поставщики предлагали функционально однотипные решения, ориентированные на средние по размерам предприятия. Сначала это были системы бухгалтерского учета, затем складского и программы, обслуживающие кассы. Со временем программы "обросли" коммерческим учетом, функциями формирования заказов и оптимизации цен. Появились возможности переброски товара между географически разрозненными объектами. <BR>Первоначально программные продукты разных поставщиков отличались друг от друга незначительно. Сегодня существует несколько направлений автоматизации коммерческой деятельности. <BR>На первом направлении работают поставщики тиражных систем - "Парус", "1С", "Галактика", "Интеллект-Сервис". Их решения, как правило, имеют хорошо отлаженные бухгалтерский и складской модули, но дают низкий уровень автоматизации в целом. Лидирующие позиции в этом сегменте рынка занимают программы под маркой "1С", оставляя далеко позади другие финансово-экономические программы (см. диаграмму).<BR>Профессионалы рынка утверждают, что автоматизировать учет с помощью данных программных продуктов на крупном предприятии сложно. Основное достоинство этих систем - в модульном построении. Потребитель получает "конструктор", где функциональные блоки легко заменяемы. Модульные системы благодаря своей относительной дешевизне доступны практически любым компаниям. (Основные покупатели программного обеспечения - малые и средние фирмы, расходы на автоматизацию учета $1,5-2 тыс. для них велики.)<BR>Второе направление - разработка системы с нуля под заказ конкретного пользователя. Такие системы наиболее полно отвечают запросам заказчика. Однако их основной недостаток - цена. Только прямые затраты на комплексное решение по автоматизации могут достигать $10 тыс. Разработка подобных систем занимает много времени, как минимум полгода.<BR><BR><B>Западные аналоги</B><BR>Для постановки учета на крупных промышленных предприятиях больше подходят зарубежные разработки, но они встречаются на рынке редко. <BR>Западные системы типа R2, Platinum для большинства пользователей слишком дороги: их адаптация к российским условиям занимает много времени и средств. По этим причинам западные разработчики пока не составляют серьезной конкуренции отечественным поставщикам.<BR><BR><B>Подход заказчика</B><BR>К автоматизации коммерческой деятельности компании подходят по-разному. Одни менеджеры предпочитают, чтобы установку программы, настройку и сопровождение делал один поставщик на базе одного программного продукта. Другие строят систему самостоятельно "от и до". <BR>Однако собственные разработки могут очень дорого обойтись фирме. "Опыт системного администратора, как правило, ограничен решением задач конкретной фирмы и его личными возможностями. И если разработчик программы покинет компанию, то в 90 случаях из 100 постороннему программисту реанимировать систему не удастся. Могут возникнуть серьезные проблемы с ее сопровождением и доработкой", - объясняет директор фирмы "Амбер" Олег Луканкин.<BR>Сторонники "автоматизации своими силами" полагают, что большие первоначальные затраты на разработку с лихвой окупаются на стадии эксплуатации. <BR>Кроме того, трудно найти поставщика, имеющего проработанные системы всех уровней. Пользователю легче работать с программистами, состоящими в штате компании, нежели согласовывать действия со сторонними компьютерщиками. <BR>Большинство же предпринимателей предпочитают покупать типовые решения, а их установку производить самостоятельно. Потому что программы стоят дешевле, чем их установка и дальнейшее сопровождение. <BR>В связи с этим основная конкурентная борьба разворачивается не между продавцами программ, а между поставщиками и "серыми" программистами - за сервисное обслуживание клиента.<BR><BR><B>Платформа плюс</B><BR>Идеальный вариант - "полузаказная" система. Системы такого класса строятся на имеющейся у разработчика платформе, которую можно внедрить практически сразу и затем постепенно дорабатывать. Клиент немедленно получает программное обеспечение, удовлетворяющее его на 70-80%. <BR>Оставшиеся функции настраиваются на основе установленного "ядра". Такие решения для торгового предприятия, состоящего из трех магазинов, двух складов и центрального офиса, стоят около $2,5 тыс.