Розничные торговцы держат равнение на универсальность

Финансовые показатели бухгалтерской отчетности скрывают реальное положение дел розничного предприятия. Однако выручка от реализации, взятая в динамике, говорит об истинном направлении развития торговой организации.

<BR><BR>Финансовые показатели бухгалтерской отчетности скрывают реальное положение дел розничного предприятия. Однако выручка от реализации, взятая в динамике, говорит об истинном направлении развития торговой организации. <BR>Торговый бизнес - один из самых закрытых: на поверхности находится только сервис и ассортимент магазина. По этим признакам можно выделить конкурентные преимущества одного предприятия и недостатки другого. <BR>Исследование рынка торговли - непростая задача для аналитиков. Как правило, исследовательские компании ограничиваются анализом предпочтений покупателей. Прежде всего оцениваются доходы, то есть финансовые возможности, покупателя и тот набор потребительской корзины, который он приобретает в конкретном магазине. <BR>Финансовые показатели, которые используются в мировой практике анализа, для российской действительности не так красноречивы. <BR>Данные финансовой отчетности российских розничных предприятий - самые открытые и доступные. Более интересные параметры, такие, как средняя торговая оценка, средняя цена покупки и, например, количество покупателей в день, являются закрытыми и, по словам самих руководителей магазинов, служат источником информации для конкурентов. С другой стороны, коллеги-конкуренты прекрасно представляют реальную картину положения дел каждого, более того, самые "продвинутые" заказывают исследование и анализ как своей работы, так и "магазинов напротив". <BR>Развитие торгового бизнеса оценивается по обороту, размеру торговой площади, эффективности маркетинговых программ. <BR><BR><B>Сложности бизнеса </B><BR>Одна из основных проблем торговли - недостаток оборотных средств. Это приводит к тому, что магазины вынуждены закупать и реализовывать относительно небольшие партии продукции для ускорения товарооборота. Руководители магазинов часто говорят, что сегодня мало что изменилось с социалистических времен и было бы неплохо, если среди поставщиков появится конкуренция. Тогда клиенты-магазины получили бы наиболее гибкие условия поставок, лучший выбор товаров и сервис. <BR>Одна из особенностей торговли - большое количество сотрудников, в том числе тех, кто несет ответственность за сохранность материальных и денежных средств. Акционеры торгового предприятия решают для себя проблему выбора и поиска надежного управляющего, умеющего организовывать процесс, принимать управленческие решения и снижать размер возможного ущерба. Автоматизация и техническая оснащенность особенно крупного торгового предприятия занимают далеко не последнее место в списке задач, которые решают участники этого бизнеса. <BR><BR><B>Увертюра к рейтингу </B><BR>По данным Комитета по потребительскому рынку, 30% оборота розницы в 1999 году формировалось крупными и средними предприятиями розничной торговли. <BR>Проект "Крупные розничные площадки Петербурга", подготовленный "ДП", - первый шаг к рейтингу предприятий розничной торговли Северной столицы. В проекте проанализированы 19 крупных и известных предприятий. <BR>Мы надеемся, что состав участников проекта станет расширяться и в скором времени сможет превратиться в полноценный рейтинг, в котором будут представлены все заинтересованные предприятия розничной торговли, реально работающие на рынке. Среди первых участников проекта можно увидеть как крупные универмаги и универсамы, так и специализированные компании, такие, как Дом книги, который имеет не только специализацию, но и статус государственного предприятия, или "Центральные булочные", реализующие хлебобулочные и кондитерские изделия. Финансовые данные, по которым оценивались компании, получены "ДП" из Петербургкомстата. Данные финансовой отчетности сдаются предприятиями в орган государственной статистики на определенную отчетную дату: по итогам года, квартала. Компании выстроены по размеру полученной выручки в 1999 году. <BR><BR><B>Подготовленная почва </B><BR>У большинства участников давно сложился свой стиль торговли. Делая акцент на расширении ассортимента в торговом зале, многие из них уже развили различные дополнительные услуги, способствующие привлечению покупателей. Местоположение и размеры магазинов также отражаются на финансовых показателях предприятий. Одним из преимуществ для многих крупных розничных магазинов является то, что они уже прошли этап переоснащения, когда вкладывали деньги в реконструкцию, техническую оснащенность предприятия, чтобы превратить бывшие советские магазины в предприятия рыночной экономики. <BR><BR><B>Товарооборот растет </B><BR>По данным Петербургкомстата, за 1999 год общий объем розничного товарооборота в Петербурге составил 63.032 млн руб. Годовая выручка участников проекта - 4115 млн руб. То есть 19 крупных магазинов города обеспечили около 7% общего годового объема товарооборота. По итогам 1999 года существенно увеличить объем реализации удалось только двум предприятиям: торговому дому "Менахем" и "Максидому". Так, "Менахем" в 1999 году увеличил оборотные средства в 3 раза, чем значительно поправил свое положение, изрядно пошатнувшееся из-за убытков предыдущего, 1998 года. "Максидом" открыл в 1999 году второй торговый центр площадью 1200 м2, что привело к увеличению объема реализации. Снижение оборота зафиксировано по итогам 1999 года только у Елисеевского магазина. 1998 и 1999 год компания закончила с убытками, однако их размер снизился в последний год почти на 90%.<BR>Ситуация по остальным предприятиям схожа: прирост выручки устойчив и находится в пределах 30-70%. Наметившаяся тенденция роста в целом по отрасли в прошлом году проявилась в 2000 году: по результатам 9 месяцев, петербургская розница реализовала товаров на сумму 58,2 млрд руб. - на 8,3% выше. По итогам трех кварталов 2000 года индекс инфляции составил 107,8%. <BR><BR><B>Скорость оборота </B><BR>Структура оборотных средств торговых предприятий характеризуется высокой долей товарных запасов - 80-90% от общей стоимости оборотных средств. Одним из основных источников формирования средств являются кредиты банков. Активность торгового предприятия измеряется прежде всего в скорости оборота средств, которыми оно располагает. Однако при увеличении размера оборотных средств оборачиваемость у большинства участников проекта снизилась. Ускорение этого процесса наблюдается у предприятий, торгующих продовольственными товарами: "Центральные булочные", универсам "Таллинский", торговый дом "Менахем".<BR>Противоположная картина с оборачиваемостью запасов: этот показатель за год резко вырос, при этом объем запасов также существенно увеличился. Оборачиваемость запасов увеличилась прежде всего в универсамах. Размер закупок у всех резко снизился (средний срок хранения товаров в магазинах уменьшился), соответственно, резко возросла частота закупок и увеличилась оборачиваемость товаров. <BR><BR><B>Эффективность</B><BR>Показатели рентабельности большинства предприятий находятся на устойчивом уровне. Тем не менее рентабельность активов различается значительно - от 5% (Елисеевский магазин) до 28% (Дом книги). Уровень рентабельности определяется также специализацией торгового предприятия. Сопоставимые как по размеру выручки, так и по стоимости активов Северный универсам и универсам "Таллинский" имеют разную рентабельность активов - 33% и 15% соответственно (так как чистая прибыль у Северного универсама значительно выше). Классический параметр "рентабельность продаж", определяющий, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, снизился в основном у универсамов. Небольшое снижение рентабельности продаж зафиксировано в торговой фирме "ДЛТ" и в ОАО "Большой Гостиный двор". Этот показатель растет, если компания снижает затраты, например накладные расходы. Если показатель снижается, то это говорит о росте затрат и непосредственно о снижении спроса на товары. <BR><BR><B>Финансовые возможности </B><BR>Строго говоря, финансовые возможности предприятия розничной торговли и его развитие зависят от планов собственников. Теоретически, если предприятие существует в качестве открытого акционерного общества, то у него всегда есть возможность привлечь капитал и портфельных инвесторов, проведя эмиссию акций. Предприятия, особенно те, которые существуют в форме ЗАО, идут другим путем, пытаясь развиваться за счет внутренних источников, например прибыли.