00:0028 ноября 200000:00
10просмотров
00:0028 ноября 2000
Вопрос о создании системы гарантирования вкладов очень не нравится самим банкам. Это парадокс, но это так.
<BR><BR>Вопрос о создании системы гарантирования вкладов очень не нравится самим банкам. Это парадокс, но это так.<BR>Однако остается надежда, что система будет создана. Президент Путин дал Правительству срок до мая 2001 года на ее разработку.<BR>Велика вероятность, что одним из главных участников программы станет "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). Генеральный директор АРКО Александр Турбанов излагает свой взгляд на эту проблему.<BR><BR>- Если Закон о гарантировании вкладов будет принят, какова вероятность, что именно АРКО будут отданы эти функции? Какой опыт накоплен агентством в этой связи?<BR>- Мы являемся последовательными сторонниками того, что России нужна общенациональная система гарантирования вкладов. Одна из причин - отсутствие у банков необходимых ресурсов для кредитования реального сектора. Во всем мире вклады населения являются основным источником пополнения ресурсной базы банков, которые позволяют работать с предприятиями. А наше население не доверяет банкам. С созданием же системы гарантирования население сможет без опаски хранить деньги в банках.<BR><BR>- Какие организации могут претендовать на управление системой гарантирования вкладов?<BR>- Это может быть как новая структура, так и какая-либо из действующих.<BR>Мы полагаем, что оптимальным является вариант создания системы гарантирования на базе АРКО. Во-первых, это уже сложившаяся структура и с точки зрения необходимого инструментария взаимодействия с банковской системой, и в смысле профессионального кадрового наполнения. Во-вторых, в определенной степени система гарантирования вкладов населения агентством апробирована на практике.<BR>За основу мы взяли последний вариант Закона о гарантировании вкладов, принятый Госдумой, утвержденный Советом Федерации, но не подписанный Президентом Ельциным. Финансовую базу гарантирования составляют созданный в АРКО неприкосновенный фонд в размере 500 млн рублей и ежеквартальные отчисления банков - участников системы. При этом мы категорически не согласны с мнением, что это является отвлечением ресурсов от нашей основной деятельности - реструктуризации банков. Как показывает опыт, гарантирование вкладов является одним из мощных инструментов стабилизации положения банков.<BR>Сегодня гарантирование вкладов введено уже в пяти банках - Вятка-банке (Кировская область), Кузбассугольбанке (Кемеровская область), АвтоВАЗбанке (Самарская область), банке "Евразия" (Удмуртская Республика) и банке "Петр I" (Воронежская область). Эффект от подключения этих банков к программе гарантирования превзошел ожидания: с начала 2000 года объем вкладов населения увеличился почти в 2 раза. При этом возросли не только количество вкладчиков и суммы депозитов, но и сроки размещения. Это означает, что люди поверили в надежность и стабильность наших банков. <BR><BR>- Что мешает работать с банками, которые не находятся под управлением АРКО?<BR>- Законодательство. Некоторое время назад мы выносили на совет директоров АРКО вопрос о подключении к системе гарантирования банка "Возрождение". Агентство приняло участие в его послекризисном восстановлении на этапе добровольной реструктуризации, но не взяло его под управление, так как в этом не было необходимости. Финансовая поддержка банку была оказана в форме выкупа у него долгосрочного актива. Хотя эта схема и обеспечена передачей в доверительное управление АРКО 25% плюс одна акция "Возрождения", но все же совет директоров агентства посчитал, что на первом этапе апробирования системы гарантирования контроль за деятельностью банков должен быть большим.<BR>- Кто выступает против системы гарантирования?<BR>- Противников достаточно и в банковской системе, и среди чиновников. До кризиса активными противниками были бывшие олигархи. Они говорили: "Зачем мы будем вносить свои деньги в эту систему, у нас и так все прекрасно, и получится, что мы будем платить за средние банки". Мы еще тогда им доказывали, что если начнется пожар среди мелких и средних банков, то это неизбежно затронет и их. В 1998 году, как вы помните, рухнули прежде всего олигархи. Боюсь, новые олигархи готовы наступить на те же грабли. По нашей неофициальной информации, некоторые из них продолжают убеждать законодателей в том, что система гарантирования не нужна. Почему против чиновники, объяснить сложно. Президент РФ Владимир Путин дал поручение разработать систему гарантирования вкладов до мая 2001 года. Мы пытаемся активно принимать участие в этой работе и видим, что она осуществляется волнами - то активизируется, то гаснет.<BR>Нам бы хотелось, чтобы ЦБ стал активным сторонником введения общенациональной системы гарантирования вкладов. Но, к сожалению, его руководители пока не выработали окончательной позиции. Татьяна Парамонова поддержала идею гарантирования. Виктор Геращенко пока пожимает плечами. А Владимир Горюнов считает, что этой проблемы вообще не существует. <BR>К тому же, поскольку Россия является членом Совета Европы и формально должна выполнять все директивы, это касается и директивы 1994 года, обязывающей всех членов иметь системы гарантирования вкладов.<BR>- Как Вы видите будущее АРКО: как рестуктуризатора и ликвидатора, как корпорации по гарантированию вкладов или как одной из структур, составляющих государственный банковский холдинг?<BR>- Эта тема - будущее АРКО - стала одной из обсуждаемых на последнем совете директоров АРКО. Мы предложили несколько вариантов дальнейшей деятельности АРКО, хотя не считаем решение этого вопроса делом сиюминутной важности - на ближайшие 3-4 года работа в виде 20 реструктурируемых банков у нас есть.<BR>Очевидно, что государство может использовать потенциал агентства для решения не только достаточно локальных проблем двух десятков банков, но и для более глобальных целей. Руководству страны только предстоит выбрать один из возможных вариантов: расширение финансирования для реструктуризации большего количества банков, придание корпорации функций управления системой гарантирования вкладов, превращение АРКО в "корпоративного ликвидатора".<BR>Совет директоров АРКО поручил руководству госкорпорации подготовить в течение 2 месяцев необходимый пакет законопроектов о возложении на агентство функций ликвидатора. Если законы будут приняты Госдумой, то это станет серьезной новеллой в нашем законодательстве.<BR>Хотя мировой опыт подсказывает, что наиболее правильным вариантом было бы совмещение функций гарантирования и ликвидаторства. Процедура возврата вкладов при работе с банком-банкротом очень тесно связана с реализацией имущества этого банка по наилучшей цене. Наглядный пример - американская Федеральная корпорация страхования депозитов.<BR><BR>- Для объединения функций гарантирования и ликвидаторства Вам не хватает только профилактической функции - банковского надзора?<BR>- Мы убеждены в том, что классический банковский надзор должен продолжать осуществляться Банком России. Если возникают упреки в качестве работы той или иной организации, это не значит, что ее функции надо передавать другим, порой неподготовленным к этой работе структурам. Что же касается гарантирования вкладов, то та организация, которая будет заниматься этой деятельностью, должна иметь право осуществлять не столько надзор, сколько глубокий мониторинг состояния дел в подопечных банках. Именно такой подход позволит выявлять проблемы банков на самой ранней стадии и не допускать потери средств организации-гаранта на покрытие вкладов банков, обанкроченных недобросовестными акционерами.