00:0020 ноября 200000:00
16просмотров
00:0020 ноября 2000
Невыгодно держать работников в штате, если работа для них есть лишь в течение нескольких месяцев в году.
<BR><BR>Невыгодно держать работников в штате, если работа для них есть лишь в течение нескольких месяцев в году. <BR>Типичный пример - сбор ягод или фруктов, для которого гораздо выгоднее нанимать сборщиков ежегодно. <BR>Временные работники для снятия сезонной нагрузки требуются не только на полях, но и в конторах, выставочных павильонах, на елочном базаре наконец. Такие сотрудники выгодны уже тем, что можно экономить на рабочих местах и зарплате. Однако работодатели год от года бьются над одними и теми же вопросами: как найти работника на сезон, как вернуть его через год и как обеспечить эффективность его работы?<BR><BR><B>Перепроизводство переводчиков</B><BR>"Проблема, как найти и удержать временных сотрудников, перед нами не стоит, - рассказывает Алла Михайлова, заместитель директора международного центра въездного туризма ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга". - В сезон к нам на практику приходят студенты, будущие менеджеры по туризму. Они учатся и в то же время серьезно нам помогают".<BR>На сезонном персонале держится чуть ли не весь туристический бизнес. Есть несколько периодов выездной активности: лето, Новый год, мартовские школьные каникулы и майские праздники. <BR>Иногда туристические компании справляются собственными силами, работая интенсивнее, а иногда за несколько недель до всплеска активности рынка увеличивают штат. Зачастую это происходит за счет студентов, которым поручают работать в офисе, визировать документы в консульствах, провожать отъезжающих в аэропорт.<BR>Вторая категория временных сотрудников в турфирмах - переводчики. Несмотря на то что это сложная и ответственная работа, недостатка в работниках нет. В Петербурге полно высококвалифицированных специалистов, желающих подзаработать. "Предложение превышает спрос, - говорит Алла Михайлова. - У нас сложилась целая база данных на переводчиков, и по мере необходимости мы к ней обращаемся. Проблемы с персоналом нет".<BR><BR><B>Сезон - каждый месяц</B><BR>Выставочный бизнес тоже можно считать сезонным, однако тут собственная специфика. Несмотря на то что большая часть мероприятий проходит с конца апреля до середины октября, потребность в работниках наступает с открытием новой выставки и снижается с ее закрытием. "Термин "сезонные рабочие" мы не используем, ведь выставки проходят круглый год, - говорит начальник отдела кадров ОАО "Ленэкспо" Иван Конон. - Я бы назвал их временными сотрудниками периодического направления". <BR>Сезонность есть, но волны активности - не раз в год, а гораздо чаще: с открытием очередной выставки. "Ленэкспо" нанимает контролеров и уборщиков на время работы конкретной выставки, примерно на 3-4 дня. "Трудно их искать, конечно, - сетует Иван Конон. - Летом ведь многие разъезжаются отдыхать на дачи. Приходится использовать личные контакты". <BR>За много лет работы в отделе кадров "Ленэкспо" сформировался целый банк данных на временных уборщиков и контролеров. В основном это люди, которые живут неподалеку от выставочных павильонов и приходят на работу пешком. "Надо мне - я снимаю телефон, звоню, приглашаю. Надо им - они звонят. Их это устраивает, нас это устраивает, ведь работают хоть и временно, но регулярно, - рассказывает Иван Конон. - И уж они стараются не халтурить. Мы ведь их в следующий раз не возьмем".<BR><BR><B>Сезонные килобайты</B><BR>Сродни выставочному бизнесу - бизнес в области Интернета. Потребность в работниках здесь тоже волнообразна - появляется с заказом. Для создания Интернет-сайтов под маркой TeleType привлекает программистов и дизайнеров ООО "Хороший Дизайн", входящее в холдинг Art. Lebedev Group (ALG). Под каждый проект формируется команда из специалистов, живущих в разных городах. Поскольку управление бизнесом находится в Москве, а исполнители - в регионах, проекты получаются не слишком дорогими. <BR>В проектах студии сейчас задействовано около 25 человек. В Петербурге ООО "Хороший Дизайн" сотрудничает с двумя независимыми специалистами. Генеральный директор ООО "Хороший Дизайн" Алексей Чеканов говорит: "Довольно часто, начиная сотрудничать с новой командой, мы общаемся только с руководством и обладаем весьма приблизительной информацией о количестве сотрудников, задействованных на наших проектах". <BR>С эффективностью у студии проблем нет, поскольку оплата сдельная. На вопрос, как обеспечить качество работы, Алексей Чеканов ответил коротко: "Не платить за халтуру. Все просто".<BR><BR><B>Ближе к земле</B><BR>Сезонность характерна для фирм, занимающихся ландшафтным дизайном. Поскольку объемы работ в течение года распределяются неравномерно, большая часть вакансий вне штата. В штате работают, как правило, только специалисты высшего звена (ландшафтный архитектор или агроном по защите растений) и бригадиры, которые на каждый сезон набирают рабочих. Тех ждут ненормированный рабочий день, сжатые сроки и отсутствие выходных. Это не пугает "гастарбайтеров" из ближнего зарубежья: украинцев и белорусов, которые стремятся попасть в сезонные бригады. Их состав может меняться, но основной костяк - те же люди, что и в прошлом году.<BR>О подборе же сезонных работников через специализированные фирмы, обладающие базами данных на соответствующих специалистов, пока еще говорить не приходится. Работодатели справляются с сезонными проблемами своими силами: на рынке полно людей, готовых работать на предлагаемых условиях.