Директорам школ пора за парту. Средней школой должен командовать управленец

Бюджет Петербурга предусматривает выделение 808 млн руб. на образование. Речь идет о дошкольном, среднем и среднеспециальном образовании.

<BR><BR>Бюджет Петербурга предусматривает выделение 808 млн руб. на образование. Речь идет о дошкольном, среднем и среднеспециальном образовании. <BR>Денег школам катастрофически не хватает, но проблема усугубляется неэффективной системой финансирования школ, а также инертностью школьных руководителей. Львиная доля средств доходит до школ через территориальные (районные) управления Комитета по образованию. Чиновники в районах решают, какой школе сколько необходимо средств. Лишь немногие школы имеют расчетный счет и, соответственно, большую свободу. Административный персонал школ боится брать больше прав в свои руки. Так, наличие расчетного счета влечет необходимость вести бухгалтерию своими силами. Инертность мешает школам привлекать внебюджетные средства - от спонсоров, родителей, а также доходы от коммерческой деятельности. Одним словом, школе нужны менеджеры, но на это нет денег.<BR><BR>Леонид Романков, председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке ЗС СПб: <BR>"На финансирование образования в 2001 году предусмотрено 808 млн рублей. Расходы на образование по сравнению с прошлым годом были увеличены на 118,9%, но с учетом дефлятора (117%) реальное увеличение составляет лишь1,9%. В бюджете заложены деньги только на зарплату учителям, арендную плату и коммунальные услуги, совершенно не предусмотрены расходы на развитие. Недостатком существующей системы финансирования является то, что деньги, которые зарабатывает школа от собственной деятельности, должны сначала отправляться в городской бюджет и только после этого, если она их получает обратно, может распределять доход по своему усмотрению".<BR><BR>Наталья Роговцева, начальник Управления образовательных учреждений Комитета по образованию администрации СПб:<BR>"В России исторически складывалось постатейное финансирование, хотя хозяйственная самостоятельность школы законом допускается. Но казначейская система финансирования очень затрудняет работу государственных образовательных учреждений. Казначейство определяет жесткие рамки.<BR>Существует другая система финансирования - душевое, или нормативное, когда рассчитывается, сколько стоит пребывание одного ученика в школе: оплата учителей, отопления и т.д.<BR>Школе выделяется общая сумма средств, которые она может расходовать по своему усмотрению, но в определенных пределах. Государство контролирует выполнение этих норм. Эта система разрешила бы многие противоречия между законодательством и возможными путями развития школ, между минимальным количеством бюджетных денег и рациональным распределением этих средств. За этой системой будущее, но пока она нереальна". <BR>Зинаида Плотникова, начальник отдела по образованию Территориального управления Адмиралтейского административного района:<BR>"В нашем районе государственные образовательные учреждения заключили с нами договор на обслуживание через централизованную бухгалтерию района и, соответственно, имеют общий расчетный счет. По закону они в любой момент могут перейти на полную финансовую самостоятельность, но для этого необходимо получить ряд документов, завести бухгалтера, кассира и т.д. Однако я думаю, что ни одна школа в нашем районе сейчас на это пойти не может, так как не имеет достаточно средств".<BR><BR>Ольга Безбородова, директор школы №584 "ОЗЕРКИ":<BR>"Нам в работе мешают прежде всего неграмотность и некомпетентность руководителей вышестоящих органов. Те школы, которые являются юридическими лицами со своим расчетным счетом, защищены от этого произвола, другие директора уже привыкли проводить все время в бухгалтерии Комитета по образованию. <BR>Я, как руководитель школы, хочу знать, сколько будет выделено в нынешнем году, но Комитет по образованию никогда не может точно назвать эту цифру. Их работники начинают влезать во внутренние дела школы, рассуждать, какие классы нужно объединить. А инструменты защиты от такого произвола отсутствуют". <BR>Сергей Бурячко, директор Санкт-Петербургской классической гимназии №610:<BR>"Бюджетным финансированием обеспечены расходы только по трем статьям: заработная плата учителей, оплата коммунальных услуг и питание школьников. Возможно, защищенность этих статей оправданна. Основная проблема заключается не в том, что мы связаны рамками расходов, а в том, что ограничены в доходах. Проблема связана с внебюджетными средствами, которые школа зарабатывает или получает от спонсоров. Их надо зачислять в бюджет, а возвращаются они только в случае отсутствия задолженностей по коммунальным услугам и только в соответствии с утвержденной сметой". <BR>Нина Паркаева, директор школы №140: <BR>"С тех денег, которые мы зарабатываем дополнительными платными услугами, набирается большой процент отчислений: 38% - в бюджет, и до 5% мы выделяем учредителям. У нас нет бухгалтера, поэтому мы связаны комитетской бухгалтерией и никогда не видим своих денег. Оставшиеся деньги распределяет родительский комитет. Попечительский совет представляет собой чисто условный орган, который состоит их трех представителей родительского комитета, завуча и директора, должен собираться 3 раза в год для решения вопросов о платных услугах, о необходимости дополнительной помощи, например депутатов и т.п. Мы стараемся работать с депутатами, но чаще всего они забывают свои обещания". <BR><BR>Галина Калмыкова, директор гимназии №272:<BR>"Я не могу сейчас перейти на полную самостоятельность, так как для этого школа должна быть в идеальном состоянии, требуется вести бухгалтерию и т.д. Спонсорская помощь должна перечисляться на расчетный счет, но для того, чтобы не платить налоги, мы, честно говоря, стараемся так не делать. Если находятся спонсоры, которые готовы вложить средства, мы берем "живые" деньги, то есть предлагаем провести ремонт, купить оборудование и т.д. Это проходит быстрее, легче и выгоднее для школы. Вместо попечительского совета мы создали родительский совет, который вкладывает деньги и принимает решение, как их тратить. Попечительский совет должен включать тех родителей, которые будут постоянно финансировать школу, для нас это сейчас нереально".<BR><BR>Евгения Кирьянова, директор гимназии №248: <BR>"Серьезной проблемой для большинства школ является вопрос о конкурсных комиссиях для приобретения оборудования из бюджетных денег. Если, например, больше ни одной школе в районе не нужен линолеум, мы должны самостоятельно заниматься подготовкой всей документации, чего школа делать не умеет и не должна. Мне кажется, что Комитет по образованию этой проблемы не видит".(Д.Р.)