Здравницы учатся оживлять "мертвые сезоны"

Если раньше с наступлением осени санатории теряли большую часть своих клиентов, то сейчас все места расписаны до Нового года.

<BR><BR>Если раньше с наступлением осени санатории теряли большую часть своих клиентов, то сейчас все места расписаны до Нового года. <BR>Во-первых, это результат более грамотной политики по привлечению отдыхающих в "мертвые сезоны". Во-вторых, в этом году санаториям подфартило - к ним приехало больше, чем обычно, участников и ветеранов войны, которые получили путевки по социальным программам в связи с 55-летием Победы. <BR>"Однако с января 2001 года ситуация может резко измениться в связи с уменьшением единого социального налога и санатории окажутся в "свободном плавании", - говорит директор Курортного агентства и главный врач санатория "Петродворец" Николай Дроздов. - Будем "выплывать" за счет усиления медицинского направления, рекламы, лошадей. Мы уже начали этим заниматься и многому научились".<BR><BR><B>Напрямую выгоднее</B><BR>Руководители многих санаториев не считают снижение заполняемости катастрофической ситуацией. В санатории "Белые ночи" сейчас только 30% путевок реализуется через соцстрах. <BR>"Большую часть путевок мы реализуем по договорам с предприятиями, - говорит заместитель главного врача по экономике и финансам санатория "Белые ночи" Людмила Абрамкина. - В ноябре прошлого года мы заключили договоры с 40 организациями, с которыми работаем из года в год. Так что все места у нас заняты. Небольшой процент оставили про запас - на удовлетворение разовых просьб наших постоянных клиентов". <BR>Самый проблемный месяц в санатории "Белые ночи" - май, когда заполняемость падает на 15% (сказываются начало дачного периода и конец учебного года). В это время проводятся ремонтные работы в номерах, а специалисты уходят в очередные отпуска. <BR>В санатории "Сестрорецкий курорт" в первом полугодии 2000 года через соцстрах продано 78% путевок. В связи с возможными переменами здесь также намерены больше времени уделять работе с предприятиями.<BR><BR><B>В Петербург едут погреться</B><BR>Как и раньше, санатории считают своей главной задачей лечение и всячески наращивают свой медицинский потенциал. Но сейчас они вынуждены привлекать и тех, кто хочет просто отдохнуть и расслабиться. Один из способов завлечь отдыхающих - снижение сроков пребывания. Если раньше путевка в санаторий "Петродворец" была рассчитана как минимум на 21 день, то сейчас разработаны укороченные курсы лечения - на 10 дней, а также путевки выходного дня. По такому же пути идут и другие санатории.<BR>Здравницы стали шире привлекать иногородних. В зимний период в Петербург охотно приезжают отдохнуть из северных регионов - с Чукотки, из Мурманской, Архангельской областей. <BR>"Мы усилили рекламу в регионах, и к нам охотно едут гости из других городов, - говорит Николай Дроздов. - Разработали для них большую культурную программу, заказываем микроавтобус и везем в Эрмитаж, Царское Село. Нравится гостям и то, что вход в парки Петергофа бесплатный, к тому же фонтаны находятся у нас под боком".<BR><BR><B>Семинары и свадьбы</B><BR>Пансионаты и дома отдыха находятся в более сложном положении, чем санатории. Во-первых, они не имеют госзаказа, во-вторых, не могут заниматься лечебной деятельностью, которая очень привлекает отдыхающих. Заполняемость в "мертвые сезоны" целиком зависит от инициативы и предприимчивости руководства.<BR>В пансионате "Восток-6" недавно создали собственный отдел реализации путевок. <BR>"Посредники работают со многими здравницами, а свои люди болеют за развитие пансионата, к тому же с них всегда можно спросить, - говорит экономист санатория "Восток-6" Татьяна Иванова. - Результат работы нового отдела ощущаем: если обычно в сентябре занято от 5 до 10% мест, то сентябрь 2000 года мы отработали с заполняемостью 29,3%". <BR>"Мы активно приглашаем гостей для проведения семинаров и свадебных торжеств, - говорит менеджер по рекламе и маркетингу пансионата "Знаменка" Наталья Иванова. - У нас для этого есть необходимые условия: близость к городу, уютный конференц-зал и большой опыт". Во многом благодаря такой политике заполняемость пансионата в межсезонье высока. <BR><BR><B>На любой вкус</B><BR>Здравницы пытаются перещеголять друг друга за счет различных дополнительных услуг. <BR>"За 3 года номенклатура наших дополнительных услуг расширилась на 100 позиций и сейчас включает 154 пункта, многие из которых - наше ноу-хау, - говорит главный врач санатория "Дюны" Сергей Спицын. - Для развлечения клиентов мы завели лошадей, купили аквабайки и снегоходы, сделали поле для гольфа. Мы считаем, что у отдыхающего должна быть возможность выбора, именно это дает ощущение свободы". <BR>В санатории "Белые ночи" оборудовали водоем и запустили в него форель. Среди оздоровляющихся нашлось много любителей порыбачить.<BR>Пансионат "Восток-6" специализируется на отдыхе родителей с детьми, но здесь пошли навстречу отдыхающим и недавно открыли бар, который работает в вечернее время. Чтобы музыка не мешала другим клиентам, нашли для него "укромное" местечко в переходе между корпусами. <BR>В пансионате "Знаменка" по-своему завлекают отдыхающих: помогли отреставрировать церковь Св. Петра и Павла и организовать здесь богослужения, теперь многие с удовольствием посещают службы. <BR><BR><B>Научный подход</B><BR>Как правило, в санаториях и пансионатах сейчас не сокращают сотрудников в межсезонье, как делали раньше. Стараются на это время назначать очередные отпуска или набирать временных работников, в том числе студентов. <BR>Во многих здравницах почувствовали необходимость дальнейшего развития и идут по пути повышения образовательного уровня своих сотрудников. Так, пять специалистов санатория "Сестрорецкий курорт" учатся экстерном в Балтийском международном институте туризма. "У них уже есть высшее образование и большой опыт работы, но в институте они получают знания по менеджменту курортологии. Научный подход к делу сегодня решает многое", - говорят сотрудники санатория "Сестрорецкий курорт".