00:0008 ноября 200000:00
11просмотров
00:0008 ноября 2000
Похоже, Петербургу вновь придется исполнить почетную роль - на сей раз плацдарма для отработки методов борьбы с монополизмом. Тем более что этот вопрос стоит на повестке дня и федерального Правительства. Уже объявлены планы по реструктуризации РАО "ЕЭС Ро
<BR><BR>Похоже, Петербургу вновь придется исполнить почетную роль - на сей раз плацдарма для отработки методов борьбы с монополизмом. Тем более что этот вопрос стоит на повестке дня и федерального Правительства. Уже объявлены планы по реструктуризации РАО "ЕЭС России", МПС и РАО "Газпром". В Петербурге первой ласточкой стала попытка разделить госпредприятие "Топливно-энергетический комплекс Петербурга".<BR>И хотя процесс это непростой, дорогой и долгий, возможный выигрыш более чем весом. Самым непримиримым борцом с монополизмом являются США. Может быть, поэтому Штаты всегда лидировали по уровню развития своей экономики.<BR><BR>Владимир Ворожейкин, заместитель руководителя Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Петербургу и Ленинградской области (ТУ МАП):<BR><BR>"Сегодня в регионе более 200 предприятий-монополистов и практически к каждому из них нужен индивидуальный подход. Чтобы принять грамотное решение о необходимости проделать какие-либо действия в отношении того или иного монополиста, надо проанализировать ситуацию на рынке, который он обслуживает. Главная задача ТУ МАП - создавать там, где возможно, конкуренцию естественным монополиям. В случае с ТЭК надо рассматривать две совершенно одинаковые структуры - ГП "ТЭК" и ОАО "Ленэнерго". У города в настоящий момент не существует ни концепции, ни программы развития топливно-энергетического комплекса. И когда не выработана единая точка зрения исполнительной и законодательной властей, принимать какие-либо решения по укрупнению, разъединению или созданию каких-либо новых сегментов на этом рынке не просто недопустимо, а преступно. Мы не знаем последствий, которые могут в связи с этим возникнуть. С точки зрения Антимопольного комитета, город должен сначала создать программу по развитию рынков, обслуживаемых предприятиями-монополистами, а потом уже и определяться с тем, кого делить, а кого, наоборот, укрупнять". <BR><BR>Лия Куприянова, директор департамента аудита аудиторско-консалтинговой группы "Что делать Консалт":<BR><BR>"Самым главным российским монополистом, не находящимся под контролем Министерства по антимонопольной политике, является государство. Обоснованность цен и тарифов монополистов-производителей есть принципиальная возможность оценить и проверить, в частности, с помощью независимых аудиторов. Но, например, проверить и оценить обоснованность предполагаемого с 1 января 2001 года увеличения тарифов на содержание жилищного фонда, которое повлечет за собой ничем не обоснованное увеличение квартплаты, оказывается просто некому. Специалистов с соответствующими полномочиями нет, желающих разгребать авгиевы конюшни также не наблюдается. <BR>Что же касается представленных аналитических материалов по существу, то никакая антикризисная программа не может помочь "предприятию обеспечить бесперебойную работу при условии недостаточного финансирования". Повышение тарифов на отпуск тепла не может быть беспредельным, полученные средства не обеспечат возможности реконструировать угольные котельные без серьезных инвестиций. Деньги эти, как и ранее, пойдут на латание дыр. Реконструкцию же теплосетей следует начинать не с анализа срока эксплуатации, а с анализа превышения норм протяженности этих сетей и тепломагистралей. <BR>Если же принять программу администрации, то в ней не указывается, за счет чего будет обеспечиваться 20% потребности города в тепле, которые "закрываются" сейчас нерентабельными производствами в составе ТЭК. А на балансе города эти ТЭЦ и вовсе могут прекратить свою работу".<BR><BR>Александр Беспалов, первый заместитель генерального директора ГП "Горэлектротранс":<BR><BR>"В нашем случае как раз срабатывает мнение, что монополия - монополии рознь. Какая конкуренция может быть в сфере троллейбусных и трамвайных пассажироперевозок? Тут маршрутное такси, которое всех обгонит, не пустишь. Разделение по паркам также нереально, им можно лишь дать финансовую самостоятельность. Года 4 назад была попытка разрушить монополию на автобусные перевозки, каждый парк получил самостоятельность... Но потом все опять вернулись в единое ГП "Пассажиравтотранс". <BR><BR>Владимир Кривободров, генеральный директор ООО "Консалтинговая компания "Фактор":<BR>"Пример с ПТС показывает, что от роста числа операторов услуги связи лучше не стали. Правда, появился выбор, что уже приятно. То же самое произойдет и в результате "дробления" других монополий. Работа вряд ли станет лучше, но хотя бы будет возможность выбора. К примеру, в соседней Финляндии сегодня существует рынок электроэнергии, которую можно покупать у разных оптовиков. В результате появилась возможность управления ценами. Но, на мой взгляд, все это попросту спровоцировано оптовиками, которым выгодно "играть" на рынке электроэнергии. Одна электростанция продает энергию разным операторам на разных условиях, проворачивая спекулятивные сделки. Опять-таки в Финляндии налицо реальная конкуренция между компаниями, предоставляющими услуги мобильной связи. За счет этого цены там существенно снижаются. У нас пока ничего подобного не наблюдается. К сожалению, в России реальной конкуренции нет. Все равно останется главный монополист и лишь по части обслуживания появятся более или менее любезные операторы. Банального разделения недостаточно для борьбы с монополизмом. Тут необходим целый комплекс мер, а не какой-то единовременный акт".