На Северо-Западе чай заваривают самые рисковые

Фирмы, которые осмелились вложить в чаеразвесочные производства немалые средства, рисковали по-крупному.

<BR><BR>Фирмы, которые осмелились вложить в чаеразвесочные производства немалые средства, рисковали по-крупному. <BR>Если бы с января 2001 года были введены унифицированные таможенные пошлины на ввозимый чай, то фасовать его в России стало бы невыгодно, а убытки компаний составили бы огромные суммы.<BR>Однако все обошлось. Кто смел, тот и съел. Пошлины на фасованный и нефасованный чай остаются прежними, а закрепившиеся в регионе компании планируют получать немалую прибыль.<BR>Бум чаеразвесочных производств в России наблюдается с 1998 года, после того, как в июле 1997-го вместо единой ставки на чай в размере 10% от таможенной стоимости были установлены дифференцированные пошлины. Сегодня они держатся на уровне 20% на фасованный чай и 5% - за импортируемый в мешках. Однако летом 2000 года пресса была полна слухов о планах Правительства РФ возвратиться к унифицированным пошлинам. В Правительстве обсуждались два варианта ставок - 5% и 15%.<BR><BR>Чаяния "чайников"<BR>Сообщения о планах Правительства вызвали переполох в "чайном сообществе". Руководители крупных операторов российского чайного рынка обратились с открытым письмом к Президенту России Владимиру Путину. В нем было написано следующее: "Выравнивание таможенных пошлин на сырье и готовую чайную и кофейную продукцию выгодно только иностранным экспортерам. Они получат возможность резко увеличить долю поставляемых в Россию товаров с более высокой степенью обработки вместо сырья. Это приведет к усилению позиции иностранных монополий на российском рынке, которые сначала задавят российских производителей, а затем установят монопольно высокие цены и начнут выкачивать из нашей страны сверхприбыли". <BR>На самом деле все не так страшно. Фасовать чай за границей, например, в Индии, дешевле, чем в России. При унификации пошлин держать чаеразвесочные производства в стране стало бы невыгодно.<BR><BR><B>Прогноз</B><BR>Однако унификация пошлин - проблема для продавцов чая существенная, но далеко не единственная. Около половины ввозимого в Россию чая (около 70 тыс. тонн в год) импортируется из Индии в счет оплаты долга России и СССР. Индийская продукция не облагается НДС при растаможивании, но с 1 января 2001 года эта льгота будет отменена. <BR>После Нового года чай в России может подорожать примерно на 10%.<BR>"Отмена льгот по НДС на ввозимую в счет оплаты государственного долга продукцию из Индии косвенно повлияет на цену чая, - считает директор по маркетингу ООО "Орими Трэйд" Елена Холупко. - В мире существует более десяти аукционов, на которых закупается чай. Если отмена льгот приведет к снижению спроса на южноиндийскую продукцию, то цена предложения на чай на аукционе понизится. <BR>О том, какими будут цены на индийский чай в 2001 году, можно будет сказать через несколько недель, после того как мы узнаем реакцию аукциона на отмену льгот по НДС". <BR>Российские производители за 8 месяцев 2000 года по сравнению с аналогичным периодом 1999-го снизили производство чая на 30% - до 3,65 тыс. тонн. По данным департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза РФ, в прошлом году в России было произведено 7,9 тыс. тонн этого продукта. <BR>Импорт чая в Россию также снижается. По предварительным прогнозам, он составит в нынешнем году 120-130 тыс. тонн. В 1999-м Россия импортировала 161 тыс. тонн чая на сумму $283 млн. <BR><BR>По оценкам экспертов "Орими Трэйд", емкость российского рынка чая составляет 150-160 тыс. тонн в год. По сведениям российской ассоциации чаепроизводителей "Росчай", Россия обладает мощностями по фасовке 140 тыс. тонн чая в год (95% потребности рынка). То есть емкость рынка чая несколько превышает 147 тыс. тонн в год. На рынке работает около 300 поставщиков, и конкуренция настолько жесткая, что лишь у 20 компаний доля на рынке превышает 1%. <BR>На долю четырех крупных игроков - ООО "Май", торгового дома "Гранд", ООО "Орими Трэйд" и британско-нидерландской компании Unilever - приходится от 55% до 80% рынка.