Молочники снимают с рынка очередные сливки

Совхозы Ленобласти и рады бы получать за свое молоко больше денег, да не могут. Петербургский рынок молока формируют не только они, но и крупные заводы-переработчики.

<BR><BR>Совхозы Ленобласти и рады бы получать за свое молоко больше денег, да не могут. Петербургский рынок молока формируют не только они, но и крупные заводы-переработчики.<BR>"Областные совхозы поднимут закупочные цены на молоко", - заявил недавно председатель Комитета по сельскому хозяйству правительства Ленинградской области Николай Сизых. Председатель комитета, впрочем, оговорился, заметив, что повысятся они в разумных пределах.<BR><BR><B>Хорошо бы продать подороже</B><BR>Свое заявление Николай Сизых сделал после совещания у губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, на котором собирались представители областного комитета по сельскому хозяйству и животноводческих хозяйств. Выступавшие отметили, что закупочная цена на молоко сейчас составляет всего 3,4-4 рубля за литр, а в рознице - 12-15 рублей. На Западе же в розничной цене молока доля сельхозпроизводителей достигает 60%. Именно на этот факт ссылались участники совещания, обосновывая неизбежное повышение цен на свою продукцию. Другими словами, поставщики молока хотят, чтобы в рознице его стоимость оставалась на прежнем уровне, а сдавалось оно переработчикам по более высокой цене. <BR><BR>Кто же купит?<BR>Однако переработчики молока не готовы платить за сырье больше и при этом сдерживать отпускные цены, понимая, что потеряют в прибыли. Увеличивать отпускную цену тоже нельзя: вырастет розничная, и спрос может упасть. Петербургских переработчиков пугает возможное падение продаж, и они пытаются образумить поставщиков. <BR>"Все должно быть обосновано. Совхозы не могут вот так сразу взять и поднять цены. Если они предоставляют расчеты, мы их вместе обсуждаем, - говорит заместитель генерального директора ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат №1 "Петмол" Лариса Тужилкина. - С другой стороны, не в убыток же работать сельскому хозяйству! Конечно, что-то будет меняться, но не сразу. В конце концов, "Петмол" не может продать молоко за 15 рублей". Сейчас средняя закупочная цена, по которой "Петмол" принимает этот продукт от областных хозяйств, - 5,06 рубля за литр. <BR><BR><B>Все в одной лодке</B><BR>На ценообразование на рынке молока влияют не только производители сырья, но и крупнейшие переработчики. В прошлом году два петербургских молочных завода - "Петмол" и "Пискаревский" - переработали почти половину из произведенных совхозами Ленинградской области 370 тысяч тонн молока. В ближайшие годы эти предприятия едва ли столкнутся с нехваткой сырья, так как около 30 наиболее крупных областных хозяйств связаны с ними договорными обязательствами и отношениями собственности.<BR>На рынке молочной продукции лидерами остаются "Петмол", "Пискаревский" и ОАО "Санкт-Петербургская молочная компания "Роска". "Петмол" пока удерживает около 50% рынка молочных продуктов Петербурга и ежемесячно поставляет на внутренний рынок 9 тысяч тонн молочной продукции. 2 года назад "Петмол" приступил к реализации программы "Балтийское море", в рамках которой 10 (из 48) хозяйств - поставщиков молока получили в пользование шведские доильные аппараты и охладительные танки для приемки молока на сумму $5,4 млн. <BR>За технику, которую "Петмол" взял в лизинг на 5 лет, хозяйства будут расплачиваться молоком. Логическим продолжением модернизации стала программа "Балтийское море-2", в ходе которой ее участники получат в лизинг компьютеры для обеспечения системы кормления и охладительные танки для молока.<BR><BR><B>Деньги на молоко всегда найдутся</B><BR>Что же касается потребителей, то доля покупателей молока среди всего взрослого населения составляет 77%, или 1,081 млн человек. Доля постоянных покупателей (тех, кто приобретает молоко еженедельно или чаще) - 69,8%. Это очень высокий показатель, при том что этот продукт дорожает постоянно. В прошлом году, по данным Петербургкомстата, цены на молоко и молочную продукцию увеличились на 49%, причем максимально - на разливное молоко (на 69,4%).<BR><BR>По сведениям Петербургкомстата, сельскохозяйственные предприятия Ленобласти в январе-августе 2000 года реализовали 301,9 тысячи тонн молока, что на 11% больше, чем за соответствующий период прошлого года.<BR><BR>По данным СНИЦ, молоко пользуется популярностью у представителей практически всех основных социально-демографических групп взрослого населения Петербурга. Наибольшие симпатии к молоку проявляет молодежь. По мере роста семейного дохода доля любителей молока уменьшается. В группе с месячным доходом на члена семьи менее 300 рублей молоко безусловно нравится 73,8% респондентов, а в группе с доходом более 1,2 тысячи рублей - только 53,9% отвечавших.