Крупные гостиницы готовы к приходу мини-конкурентов

Рынок гостиничных услуг активизируется. Начался подъем и в секторе мини-отелей, который может оказать существенное влияние на расстановку сил в этом виде бизнеса.

<BR><BR>Рынок гостиничных услуг активизируется. Начался подъем и в секторе мини-отелей, который может оказать существенное влияние на расстановку сил в этом виде бизнеса.<BR>Специалисты гостиничного бизнеса отмечают, что в течение 2000 года существенно увеличилось количество гостей Петербурга, размещающихся в отелях. "Если раньше среднегодовая заполняемость нашей гостиницы составляла около 50%, то сейчас этот показатель достиг 80%, и пока он не снижается, несмотря на то что летний сезон уже завершился", - говорит Вячеслав Ращупкин, коммерческий директор ОАО "Гостиница "Москва". <BR>Гостиничные операторы, долгое время боровшиеся с пустотой в своих номерах, неожиданно столкнулись с другой проблемой. Теперь им даже приходится ограничивать число клиентов. Не хватает прежде всего гостиниц среднего и экономического класса. <BR>Именно эту нишу планируют занять инициаторы проектов открытия мини-гостиниц.<BR><BR><B>Братья меньшие</B><BR>Инвесторы и девелоперы довольно чутко отреагировали на подобное изменение конъюнктуры. Все чаще появляется информация о проектах реконструкции различных объектов под мини-гостиницы. "Пока их число не столь велико, чтобы составить сколь-либо существенную конкуренцию крупным городским отелям. Даже десяток мини-гостиниц по 50-70 номеров - это всего лишь одна крупная гостиница, - считает Вячеслав Ращупкин. - Однако если их станет более 30, тогда произойдет существенная коррекция рынка". <BR>Гостиничные комплексы пока уверены в своих позициях на рынке. "Думаю, что сейчас мини-отели не могут оказать влияние на наш бизнес. Если это и произойдет, то не в ближайшем будущем", - уверен Евгений Шипов, заместитель генерального директора ОАО "Гостиничный комплекс "Пулковская". Несмотря на такие высказывания, действующие гостиницы активно модернизируются, стараясь повысить качество номеров и уровень сервиса. Видимо, они не собираются дожидаться, когда их клиентов начнут переманивать мини-отели.<BR><BR><B>Лимиты и ремонты</B><BR>В гостиничном бизнесе принято считать, что оптимальной заполняемостью для крупного отеля с числом номеров более 500 является 80%. Однако выдержать эту планку петербургским гостиницам очень сложно, потому что значительная часть номерного фонда нуждается в серьезной реконструкции. <BR>Этот год для многих гостиниц стал годом "большой перестройки", когда они вложили солидные суммы в собственную реконструкцию.<BR>"В 2000 году мы специально снизили загрузку до 65%, но доход при этом вырос почти на 80%, - рассказывает Владимир Иванов, генеральный директор АООТ "Гостиница "Октябрьская". - Сейчас из 550 номеров главного корпуса капитально ремонтируется 93. В течение 1999-2000 годов мы освоим около $2 млн инвестиций. Всего же планируем вложить в реконструкцию порядка $2 млн". <BR>В схожей ситуации находится "Москва", где за тот же период отремонтировано (с заменой инженерных сетей) 188 номеров, а до конца года к ним прибавится еще 155. <BR>В ОАО "Гостиничный комплекс "Пулковская" закрывается целый этаж (около 100 номеров), а инвестиции до конца года составят 50 млн рублей.<BR><BR><B>Где куют кадры</B><BR>"Если у гостиницы есть проблемы, то прежде всего из-за низкого уровня менеджмента", - говорит Вячеслав Ращупкин. То, что специалистов высокого уровня в этом виде бизнеса не хватает, признают все. "У выпускников вузов, готовящих менеджеров для гостиниц, недостает определенных знаний. Качественных специалистов приходится выращивать самостоятельно, - рассказывает Евгений Шипов. - К примеру, мы заключили договор с ЗАО "Гранд Отель Европа" на оказание консультаций их менеджерам". <BR>В случае интенсивного развития малых гостиниц им понадобится очень много как управляющего, так и обслуживающего персонала. Сформироваться он может либо за счет молодых, но малоопытных специалистов, либо сотрудников действующих отелей. Руководители гостиничных предприятий уверены, что оттока их работников в малый сектор не произойдет. <BR>"Специалистов мало, и на сторону они не пойдут, - убежден Владимир Иванов. - Если и будут уходить, то менеджеры среднего уровня, но это нормальный процесс ротации кадров". По мнению ведущих менеджеров отелей, управление гостиничным бизнесом - очень специфический процесс. Крупные гостиничные комплексы имеют развитую технологию управления, базирующуюся на высокой степени разделения труда. В процессе руководства малыми отелями, наоборот, требуется универсальность. Вероятно, управленческому звену, которое возьмет на себя развитие небольших гостиниц, еще предстоит сформироваться.