Коми стала заложником долгостроя

Когда в мае 1996 года, накануне президентских выборов, Борис Ельцин со свитой и семьей летел в Воркуту, он вынужден был воспользоваться двумя ТУшками.

<BR><BR>Когда в мае 1996 года, накануне президентских выборов, Борис Ельцин со свитой и семьей летел в Воркуту, он вынужден был воспользоваться двумя ТУшками. <BR>Причина проста: аэропорт в Воркуте не приспособлен для приема больших самолетов.<BR>По данным Минпромтранса Республики Коми, за последние 7 лет количество авиапассажиров снизилось более чем в 10 раз, а перевезенных грузов - в 26 раз.<BR>Устойчивое воздушное сообщение сегодня поддерживается лишь между Сыктывкаром, Воркутой, Усинском, Ухтой и Печорой. Внешних авиарейсов несколько больше. Можно долететь до Москвы, Петербурга, Самары, Екатеринбурга, а летом - до Анапы, Сочи, Краснодара, Минеральных Вод, Ростова. Тем не менее власти Коми пытаются развивать инфраструктуру воздушных сообщений. В поселке Советском, расположенном под Воркутой, для приема крупных самолетов перестраивается военный аэродром. Правда, стройка длится вот уже 15 лет, и надежд на ее завершение нет. Хотя сделано немало. Построена взлетно-посадочная полоса, осталось "довести до ума" наземные службы.<BR>В советское время планировалось использовать новый воркутинский аэропорт в качестве "перевалочной базы" для летящих из Азии в Европу "боингов". Однако в постсоветское время небо поделили частные авиакомпании, которые нашли другие, более удобные аэродромы. <BR>Похожая ситуация и в столице Республики Коми - Сыктывкаре. В 20 км от города возводится новый аэропорт. Его строят более 20 лет. Почти 70% работ выполнено, сколько времени потребуется на остальные 30% - неизвестно. Существующий компактный аэропорт в Сыктывкаре находится в 5 минутах езды от центра города.<BR>Среди авиапассажиров - в основном чиновники, бизнесмены, руководители крупных предприятий. После недавнего 20%-ного снижения цен на авиабилеты новых категорий пассажиров не прибавилось. <BR>Несмотря на все перипетии компания "Комиинтеравиа", основной оператор авиаперевозок в Коми, часть самолетов ТУ-134А и Б оборудовала салонами бизнес-класса. Компания имеет представительства в аэропортах Шереметьево, Адлер, Пулково, в Сыктывкаре, Ухте.<BR>Для бизнесменов или группы руководителей "Комиинтеравиа" предоставляет такую услугу, как аренда небольшого самолета. Ее стоимость (туда - обратно) - от 80 тыс. рублей и выше, все зависит от расстояния. Спрос на эту услугу не высокий.<BR>Недавно "Комиинтеравиа" гордо заявила, что "полностью удовлетворяет потребности населения в авиаперевозках". Из чего можно сделать вывод, что наплыва пассажиров в ближайшем будущем компания не ожидает.<BR><BR>Основным оператором авиаперевозок в Коми является ОАО "Авиакомпания "Коми международные авиалинии", которая была создана в 1996 году и стала "наследницей" государственной компании "Комиавиатранс". "Комиинтеравиа" получила в аренду от "Комиавиатранса" по остаточной стоимости 24 самолета ТУ-134, 19 самолетов АН-12, АН-24, АН-26, ЯК-40. Сданные в субаренду самолеты стали работать в Красноярске, Тюмени, Владикавказе, четыре машины ТУ-134 продали, выручив за одну из них $250 тысяч. Недавно Северная транспортная прокуратура внесла в республиканский арбитражный суд иск о незаконности передачи и самостоятельной продажи летных средств, поскольку все самолеты были закреплены за ГУП "Комиавиатранс" лишь на правах хозяйственного ведения. Арбитражный суд Коми иск удовлетворил, апелляционная инстанция его подтвердила. Прошло более 4 месяцев; ситуация, что называется, "зависла".