ПОД ВЫБОРГОМ НАЙДЕН ЗАТЕРЯННЫЙ МИР

Первые же попытки провести инвентаризацию госсобственности в Ленинградской области привели к сногсшибательным результатам: всего лишь в четырех волостях Выборгского района обнаружили 1020 незаконных земельных владений общей площадью 161 га.

<BR><BR>Первые же попытки провести инвентаризацию госсобственности в Ленинградской области привели к сногсшибательным результатам: всего лишь в четырех волостях Выборгского района обнаружили 1020 незаконных земельных владений общей площадью 161 га.<BR>Эти участки либо захвачены хозяевами самовольно, либо были получены на законных основаниях, но оформление документов на них так и не закончено. Кроме того, землемеры выявили около десятка линий электропередач и иные инженерные сооружения, которые не значились ни в каких документах.<BR>Инвентаризация проходит в рамках "крестового похода" администрации Выборгского района против самовольных застройщиков. В результате целого комплекса мероприятий не только пройдет ревизия выборгской земли, но и изменится нормативная база, а также система контроля за распределением и использованием участков. <BR><BR><B>Неразбериха</B><BR>Сегодня никто не может сказать, сколько же всего участков расположено в Выборгском районе и кому они принадлежат. Одних только садовых участков, по данным Выборгского комитета по земельным ресурсам и земельной реформе, 64.000. К ним нужно прибавить еще несколько десятков тысяч участков разнообразного статуса и предназначения. Это и дачи (некоторые покрупней Выборгского замка будут), и участки под индивидуальное жилищное строительство, и крестьянские хутора, и "фундаменты". Последнее - характерный для Карельского перешейка феномен. В начале 90-х годов местные сельсоветы получили право продавать всем желающим старые финские фундаменты под строительство домов. Естественно, это дало широчайший простор махинаторам. Практически на любом приглянувшемся месте можно было получить участок с якобы имевшимся там старым фундаментом. Главное было начать строительство, а там уже никто не сможет доказать, что никакого фундамента не было. Для председателей сельсоветов, а позже - волостных глав это стало весьма ощутимым, а иногда и главным источником получения денег. Торговля "фундаментами" продолжалась около 6 лет, да и сейчас кое-кто из начальников низового звена оформляет справки о продаже задним числом.<BR><BR><B>Не хочешь - не плати</B><BR>Учет земельных участков ведут несколько организаций: местный Комитет по земельным ресурсам, районное управление технической инвентаризации, инспекция Министерства РФ по налогам и сборам, архитектурное бюро. Обмен информацией между этими конторами налажен плохо. Например, налоговая собирает земельный налог. Естественно, с тех участков и строений, сведения о которых есть в самой инспекции. Но существует масса владельцев земли, ускользнувших от внимания налоговиков, которые никогда в жизни добровольно "сдаваться" не пойдут. Примерно так же обстоит дело с учетом в других организациях. И уж вовсе никто не знает, сколько в районе земельных участков, захваченных и застроенных или распаханных самовольно, по принципу "нравится мне здесь".<BR>Особой популярностью у "самостройщиков" пользуются прилегающая к Петербургу "зона досягаемости" радиусом примерно в 100 км, побережье Финского залива и лесных озер - наиболее ценные территории Карельского перешейка. Кроме собственно домов строятся незаконные объекты инфраструктуры: линии электропередач, водозаборные, канализационные сооружения.<BR> Другая проблема - так называемый недострой. Даже если участок отведен под строительство официально, владелец может годами не платить за него. Механизм давно известен - дача, дом или коттедж именуются недостроенными на том основании, что у них не хватает какого-нибудь крылечка или мансарды, предусмотренной проектом. Поэтому строение не считается законченным и, стало быть, не является собственностью, облагаемой налогом.<BR><BR><B>Паразиты</B><BR>Неразбериха дорого обходится муниципальному бюджету. Половина земельного налога (его платят и собственники, и пользователи земли) поступает в бюджет района, налог на имущество (от 0,1 до 2% стоимости) полностью идет в муниципальную казну. За прошлый год, включая арендную плату, таким образом удалось собрать около 3,5 млн рублей. При этом, по умозрительным заключениям специалистов, 40-45% пользователей земельных участков не платят за них.<BR>Борьбу предполагается начать с тотальной инвентаризации земли. В течение полугода главы городов, поселков, волостей составят крупномасштабные планы распределения земельных участков. Затем бумажная реальность будет сравнена с живой: специальная комиссия проведет "сплошную наземную проверку".<BR>Потом произойдут изменения в системе управления и контроля за распределением земли. Предполагается, что постепенно в этом будет усиливаться роль Комитета по управлению муниципальным имуществом. К нему, в частности, должны перейти полномочия по заключению арендных договоров на землю. Возможно, это станет первым шагом на пути к созданию муниципального кадастрового центра. О необходимости создания единой организации, объединяющей функции всех нынешних, говорится уже давно. Пока, однако, в связи с реформой федерального земельного комитета и структуры муниципальной администрации очертания кадастрового центра остаются неясными. <BR><BR>"Главам муниципальных образований: <BR>до 15 августа 2000 года организовать проведение комиссионного обследования подведомственных территорий на предмет выявления объектов недвижимости, отвечающих одному из следующих критериев: <BR>- используется ненадлежащим пользователем;<BR>- не оформлено в установленном порядке землепользование;<BR>- отсутствует техническая документация в районных (городских) управлениях технической инвентаризации;<BR>- не оформлены надлежащим образом права собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения;<BR>- используется не по назначению...<BR>Перечень выявленных неучтенных объектов... до 1 октября 2000 года предоставить в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом"<BR><BR>Тарас Джус, <BR>начальник Выборгского районного управления технической инвентаризации:<BR>"Земельные участки на Карельском перешейке для многих стали выгодным видом вложения капитала. Предположим, человеку выделили землю под индивидуальное жилищное строительство в 1993 году, он по закону должен за 3 года построиться, сдать свой объект недвижимости и зарегистрировать его в РУТИ, в налоговой инспекции. Вместо этого он ничего не строит, а просто ждет, когда участок можно будет выгодно перепродать.<BR>По моим подсчетам, потери муниципального бюджета только на этом достигают 18 млн рублей в год. Но частные "самостройщики" - ничто по сравнению с огромным количеством юридических лиц, владеющих неоформленной землей и недвижимостью.<BR>Недавно к нам обратилась московская фирма за разрешением перепродать объект стоимостью $30 тыс., который они сами у кого-то недавно купили. Когда стали разбираться, выяснилось, что на месте этого объекта официально... вообще ничего нет, пустое место".