Продажная целлюлоза отказала родной бумаге

Осень обманула ожидания петербургских игроков рынка бумаги: рост цен, начавшийся летом, так и не прекратился.

<BR><BR>Осень обманула ожидания петербургских игроков рынка бумаги: рост цен, начавшийся летом, так и не прекратился. <BR>Например, с мая по сентябрь 2000 года отпускные цены на офсет выросли на 19%, в сентябре - на 3-5%.<BR>Подорожание связывают с повышенным спросом на целлюлозу. На мировом рынке потребность в ней растет с конца 1999 года, и насыщение ожидается не раньше 2001 года. Сыграло свою роль и подорожание энергоресурсов - нефти, газа, электроэнергии. Российский потребитель, не имеющий возможности закупать дорогую импортную бумагу, вынужден смириться и занимать очередь за отечественной газетной и офсетной.<BR><BR><B>Хорошо идет целлюлоза</B><BR>Большую часть целлюлозы российские предприятия-производители отправляют на экспорт, в некоторых случаях эта доля достигает 80-90% объема. "Вывоз российской целлюлозы на Запад пока не может оказать значительного влияния на расклад сил на международном рынке в силу его незначительного объема, а перебои с поставками бумаги на внутреннем рынке вполне возможны", - считают участники рынка.<BR>В конце сентября мировая цена достигла уровня $715-720 за тонну. "И это не предел, она может подняться до $800-850", - прогнозируют игроки рынка.<BR>Руководители ЦБК понимают, что тренд на мировом рынке целлюлозы может скоро измениться в противоположную сторону и сейчас появляется возможность реконструировать производство и наладить выпуск конкурентоспособной продукции. "Пока в России нет достаточного объема производства высококачественной мелованной бумаги. В то же время этот сегмент рынка бурно растет. Заказчики хотят видеть свою рекламу на качественной бумаге", - говорит начальник отдела маркетинга ООО "Берег" Кирилл Усов.<BR><BR><B>Издержки снижаются</B><BR>Отечественные предприятия целлюлозно-бумажной отрасли реинвестируют более 80% собственных средств в программы по улучшению качества выпускаемой продукции. Сложившаяся ситуация на внутреннем и мировом рынках позволяет быстро вернуть вложенный капитал.<BR>С начала 2000 года ЦБК значительно укрепили свое финансовое положение, вкладывая средства в расширение производства и доведя загрузку производственных мощностей на большинстве предприятий до 80-90%.<BR>Благодаря капиталовложениям в создание собственной сырьевой базы и модернизацию производства себестоимость изготовления бумаги снизилась на 15-17%. Рост объемов производства с одновременным снижением производственных издержек делает бумажный бизнес весьма привлекательным для инвесторов.<BR>Так, при участии ОАО "Архбум" в Подмосковье в конце 1999 года пущен новый завод гофротары. Объем инвестиций составил $9 млн. ОАО "Сыктывкарский ЛПК" вложило в реконструкцию оборудования около $10 млн.<BR><BR><B>Концентрация производства</B><BR>Темп игры задают крупнейшие предприятия-изготовители. Так, на петербургском рынке газетной бумаги господствуют ОАО "Кондопога", ОАО "Волга", ОАО "Соликамскбумпром", контролирующие более 80% объема (см. табл.). Другие крупные игроки - АО "Камский ЦБК", ОАО "Сыктывкарский ЛПК" - постоянно держат руку на пульсе, не давая "зарываться" лидерам. <BR>Участники рынка отмечают, что цены на "газетку" ОАО "Сыктывкарский ЛПК" являются самыми низкими.<BR>Благодаря конкуренции в этом сегменте рынка складывается благоприятная ситуация для его дальнейшего развития. Однако барьеры входа на рынок (экологические и технологические) связаны с большими первоначальными капитальными вложениями и труднопреодолимы. Поэтому появление новых предприятий в ближайшее время вряд ли возможно.<BR><BR><B>Складской запас</B><BR>Пытаясь избежать падения доходов, оптовые компании бумажного рынка рассматривают возможность маневра за счет накопления товарных запасов. <BR>"Первое повышение цен на импортную бумагу, связанное с полиграфическим бумом в Западной Европе, произошло осенью 1999 года. Мы его благополучно пережили, не поднимая цен. К сожалению, второму, весеннему скачку цен мы противостоять не могли. Вообще в течение последних 2 лет импортная бумага подешевела в среднем на 10%, но сейчас она снова дорожает", - рассказывает начальник отдела маркетинга ООО "Берег" Кирилл Усов.<BR>Однако большинство оптовиков не имеют финансовой возможности делать крупные запасы бумаги. Это достаточно дорогое удовольствие, так как в первую очередь нужно иметь оснащенное помещение, в котором необходимо поддерживать определенный температурный режим и уровень влажности. К тому же торговля бумагой имеет продолжительный операционный период, с момента закупки товара до момента возврата средств проходит 1-1,5 месяца. <BR>"Наше предприятие работает с 1963 года, и мы имеем достаточное количество хорошо оборудованных складских помещений. Но хранение товара обходится очень дорого, поэтому мы тщательно отслеживаем ассортимент закупаемой продукции и стараемся держать на складе минимальный запас", - говорит коммерческий директор ОАО "Ленснабпечать" Юрий Мякинеков.<BR><BR><BR><B>Во всем виноваты пароходы</B><BR>Прогнозы участников рынка разнятся. Одни предполагают, что стоимость бумаги достигнет пика в конце 2001 года. "Рост цен идет постоянно, и вряд ли в ближайшее время он прекратится. Правда, очень хочется надеяться, что резких скачков, как в сентябре-октябре (на 500 руб. за тонну), не будет", - сетует директор ООО "Бупринт" Марина Булатникова.<BR>Другие участники рынка надеются на снижение цен по окончании навигации. "Бумага экспортируется преимущественно морским путем, поэтому в ноябре с окончанием судоходства комбинаты начнут выбрасывать на рынок большие объемы, и тогда ситуация стабилизируется", - прогнозирует директор ООО "Парма" Владимир Синицын.