ПАЛЕТТЫ ОСТАНАВЛИВАЮТ ТАМОЖНЮ

В пятницу, 13 октября, таможенные посты фактически прекратили оформление грузов. ГТК признал упаковочные материалы (палетты) товаром.

<BR><BR>В пятницу, 13 октября, таможенные посты фактически прекратили оформление грузов. ГТК признал упаковочные материалы (палетты) товаром.<BR>Участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) это грозит простоем грузов. Даже если пробки удастся быстро ликвидировать, бизнесу не избежать дополнительных расходов.<BR>Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) Письмом от 20.09.2000 "О классификации товара" сообщил Северо-Западному таможенному управлению (СЗТУ), что палетты не являются упаковочным материалом и, следовательно, при таможенном оформлении их нужно декларировать как отдельный товар (субпозиции 4415 20 в соответствии с ТН ВЭД России). Письмо ГТК - по сути приказ. Получив его на прошлой неделе, петербургские таможни приступили к выполнению и фактически оказались в тупике. Ни участники ВЭД, ни сами таможенники не были готовы к подобным нововведениям.<BR>Теперь палетты, ранее не декларируемые отдельно, должны обязательно фиксироваться в ГТД, при этом необходимо указывать их точный вес и стоимость, которые определить трудно. Кроме того, на палетты как на отдельный товар распространяются меры тарифного и нетарифного регулирования. В частности, этот вид упаковки подлежит обложению пошлиной 20% и НДС - 20%, что повлечет за собой дополнительные расходы участников ВЭД. <BR>Вдобавок если палетты изготовлены из древесины, то они подлежат фитосанитарному контролю и для их ввоза (вывоза) требуется разрешение органов Государственной службы карантина растений. Получение разрешения - тоже не простая задача и требует дополнительного времени. Все это может привести к простою грузов. <BR><BR><B>Палетты подарят таможне</B><BR>Опрошенные участники ВЭД сообщили, что в пятницу "встали" Южный и Центральный таможенные посты. Как рассказал один из представителей ВЭД, пожелавший остаться неизвестным, то, что происходит на таможне, иначе как абсурдом назвать сложно. Ни таможенники, ни брокеры не знают, что делать. От перевозчиков требуют фитосанитарный сертификат, но не тот, который выдается страной-производителем. Сертификат нужно получать здесь. Также на таможне требуют запланировать, сколько будет поддонов с грузом. "Но большая часть товара идет транзитом. Например, в Германии товар упаковали в одно количество палетт, в Финляндии - в другое. Как мы можем что-то планировать?" - недоумевает бизнесмен. "Цена палетты всегда входила в стоимость товара, теперь ситуация иная. Нас отправляют в отдел валютного контроля под вменяемую цену. Там палетту оценивают в одну сумму, а ее реальная стоимость в той же Финляндии гораздо ниже", - рассказывает импортер.<BR>По мнению бизнесмена, если ситуация не изменится, перевозчики на таможнях будут делать отказ в пользу государства и таким образом просто завалят терминалы палеттами.<BR>Начальник отдела продаж АОЗТ "Таможенный компьютерный сервис" Виктор Макеров считает, что трудности будут, но в ближайшее время стоит ждать прояснения ситуации. "Данное положение не устраивает никого - ни таможню, ни участников ВЭД. Сложно объяснить смысл этого письма, теория дополнительного источника финансирования здесь вряд ли действует. Однако не думаю, что для крупного бизнеса это станет серьезной преградой. Если перевозчик везет груз на сумму, например, $5 млн, для него потери будут минимальны. Другое дело - мелкие партии товаров, здесь убыток существеннее", - утверждает Виктор Макеров.<BR>По его мнению, возможны два варианта развития событий. Первый: таможня будет лояльно относиться к процедуре определения классификации палетт. Второй - участники внешнеэкономической деятельности попытаются обойти это нововведение. Например, по-своему трактовать, что называется палеттой - видоизменить ее или называть по-другому. <BR><BR><B>На свою голову</B><BR>По мнению начальника Балтийской таможни Александра Пучкова, есть определенный резон в том, что введено декларирование упаковочных материалов. Дело в том, что так называемые палетты ввозятся на территорию России и, как правило, не вывозятся обратно. <BR>Понятно, что кто-то должен оплачивать все это добро. Есть предприниматели, которые торгуют данным товаром на рынке, так что палетты можно отнести к многоразовой таре и, возможно, надо облагать их пошлинами. <BR>Письмо ГТК стало ответом на запрос СЗТУ, как классифицировать палетты. <BR>Сейчас, по словам Александра Пучкова, Северо-Западное таможенное управление пытается решить вопрос о введении деклараций на упаковку и прорабатывает методику определения веса и стоимости палетт. Руководство Балтийской таможни заявило, что никаких задержек не будет. По словам Александра Пучкова, уже появились первые декларации от участников внешнеэкономической деятельности, что говорит о том, что работа ведется и никаких сбоев нет. (В.Л., О.Г.)