Маленькие музеи вынуждены ловить посетителей на интерес

Небольшие музеи без богатой экспозиции и мировой известности вынуждены искать способы привлечения посетителей.

<BR><BR>Небольшие музеи без богатой экспозиции и мировой известности вынуждены искать способы привлечения посетителей.<BR>"Нужно ходить по школам, - убеждена директор Музея Нарвской заставы Нина Дементьева, - рассказывать о себе, показывать свои рекламки, и мы так и делали - но это только первый шаг. А дальше человек приходит в музей - и ему либо понравилось, либо нет".<BR>В жизни Музея Нарвской заставы, который в 1990 году из народного стал государственным, был период, когда его подзабыли, и кто-то считал даже, что его закрыли. На возобновление известности музея Нине Дементьевой потребовалось 1,5 года: сотрудники ходили по школам, рассказывали о музее учителям, школьникам.<BR>Марина Яковлева, директор Музея хлеба, убеждена, что раскрутка музея - это главное в их деле: "Нам на это потребовалось года 2-3, но сейчас к нам приходят. Почему? У нас интересные выставки, хорошие художники. Когда мы делаем новую выставку, мы еще устраиваем пресс-конференцию и на нее приглашаем экспонентов - будь то художники или представители хлебозаводов, даем возможность журналистам пообщаться с ними. У нас есть свои значки, календарики, открытки. На выставках, которые у нас проходят, мы уже не раз делали мастер-классы". Музей хлеба оповещает школы о своих планах на предстоящий сезон. Хотя, по словам Марины Яковлевой, в этом году школы уже звонят сами; проявляют интерес и турфирмы.<BR><BR><B>Чем привлечь</B><BR>Раскрутки сейчас требуют все музеи, уверена главный хранитель Музея хлеба Любовь Березовская: "Изменились требования к музеям, и мы должны сделать так, чтобы к нам хотели пойти. Музейщик должен чувствовать, что сегодня волнует, привлекает посетителя, будь то тема или форма: классическая экспозиция или авангардная инсталляция. Но при этом важно не идти на поводу у всех запросов публики". Музей Нарвской заставы приглашает к себе школьников: где же, как не в музее, проводить уроки краеведения? "И работать мы стараемся в режиме школ, поэтому в выходные отдыхаем, но, если есть заявки на лекторий на выходные, тоже работаем", - продолжает Нина Дементьева.<BR>В Музее хлеба есть так называемая интерактивная зона, в которой посетители могут не просто услышать, что вот это - ухват, а взять в руки и поставить с его помощью кашу в печь. В музее разработано несколько абонементов для детей, рассказывает методист Ольга Смирнова: "Это тематическая экскурсия, игры - например, в "Колобке" мы ставим с детьми эту сказку, в "Каравае" играем в ребусы". Куклы, используемые в играх, сшиты в самом музее, а победители конкурсов в качестве призов получают значки и календарики музея. А потом все идут пить чай в трапезную, в которую превращено бывшее место чаепитий сотрудников.<BR><BR><B>Активность</B><BR>Все выставки в единственной на территории России средневековой крепости города Выборга открываются театрализованными действами. "А еще каждый год, - рассказывает Светлана Абдуллина, директор государственного музея "Выборгский замок", - дарим праздник Выборгу на День города и морякам - на День ВМФ. Все войска, расположенные поблизости, у нас принимают присягу".<BR>Светлана Абдуллина старается превратить в праздники все события музейной жизни, приучив к этому с годами не только горожан, но и дачников, и заезжих финнов и военных. Для маленьких музеев подобный способ существования становится правилом.