Громкие имена и хорошая реклама делают театр

Ежегодно в Петербурге около 2 млн человек смотрят более 5000 спектаклей.

<BR><BR>Ежегодно в Петербурге около 2 млн человек смотрят более 5000 спектаклей. <BR>Театр - некоммерческая организация и все деньги, которые ему удается получить, тратит на обеспечение своей деятельности. Львиную долю денег съедают затраты по выпуску новых спектаклей. "И здесь главное - не ошибиться, во что вкладываешь средства, - говорит заместитель директора театра им. В.Ф. Комиссаржевской Сергей Цодиков. - В первую очередь нужно знать, кто пойдет на этот спектакль. Во-вторых, подбирается постановочная часть - кто какую роль будет играть, какие декорации нужны. Одно дело - четыре человека и одна декорация, и совсем другое - три картинки и 20 актеров. "Населенная" постановка обходится свыше 500-600 тыс. руб.".<BR><BR><B>Окупить затраты</B><BR>Иногда декорации и реквизит настолько объемны и сложны, что спектакль можно играть только на своей сцене, а окупаемость постановки растягивается на десяток лет.<BR>Выездные спектакли, впрочем, как и гастрольные, обычно продаются на гарантию. Причем в сумму гарантии входят гонорар, проезд, провоз декораций, проживание и суточные. В этом случае расходы по привлечению берет на себя принимающая сторона.<BR>Гастроли у больших театров бывают не часто: они очень затратны и не всегда выгодны принимающей стороне. И в этом случае большей популярностью пользуется антреприза - это "малонаселенный" спектакль с одной декорацией или двумя стульями.<BR>"На протяжении нескольких лет бешеной популярностью пользуется спектакль с участием художественного руководителя нашего театра Михаила Боярского "Интимная жизнь". Мы его успешно продаем на гарантию по 80-120 тыс. руб.", - с гордостью говорит заместитель директора театра "Бенефис" Евгения Иванова.<BR>В общей сумме полученных средств объем собственных доходов театра колеблется от 20 до 50% (cм. табл.). Театры постоянно ищут возможности получить дополнительный доход. <BR>"Наш театр расположен на Невском проспекте, и часть первого этажа мы сдаем в аренду кафе. Ежемесячно мы получаем 4-5 тыс. рублей. Скопившаяся к концу года сумма направляется в фонд социального развития театра", - говорит главный бухгалтер Театра марионеток им. Е.Ф. Деммени Инна Ларина.<BR>В конце 80-х годов один за другим стали появляться новые театры, созданные известными режиссерами, желающими получить свободу творчества. <BR>Обычно маленькие театры имеют малозатратные, необъемные декорации и реквизит постановки. Это дает им возможность ставить спектакль практически на любой сцене.<BR>"При выборе помещения для выезда главным критерием является возможность поставить спектакль на сцене. Если спектакль продается на кассу, то вторым критерием будет количество мест в зале", - говорит художественный руководитель театра "Встречи" из Гатчины Сергей Рытов.<BR><BR><B>Нестандартный подход</B><BR>Продажа билетов маленьких театров через дирекцию театральных касс, как правило, не приносит желаемых результатов. Многие администраторы считают: "Имея штат уполномоченных по реализации билетов, лучше контролируешь ситуацию со зрителем. Главное - наладить обратную связь, а для этого достаточно спросить - кто, что и как покупает".<BR>Почти все небольшие театры содержат штат уполномоченных, которые занимаются продажей билетов, особенно это касается детских спектаклей. Начинающие детские театры, которые не имеют стационарной площадки, работают в клубах, домах культуры и т.д. В погоне за посещаемостью руководители подобных театров идут на всяческие ухищрения. <BR>"Чтобы зритель пришел, нужно заплатить тому, кто его приведет, - объясняет театральный администратор, пожелавший остаться неизвестным. - В выходные дни дети приходят с родителями, а в будни их приводят учителя. Чтобы классный руководитель привел учеников в театр, ему надо заплатить. И тогда он даже не поинтересуется, какой спектакль будут смотреть дети. Не хочу обидеть всех учителей, но, к сожалению, таких большинство. Эта ситуация очень неприятна для профессионального театра. Дети не всегда смотрят достойные вещи, что вырабатывает у них отвращение к театру. В итоге мы теряем потенциального зрителя".