00:0016 октября 200000:00
7просмотров
00:0016 октября 2000
Хотя статус галереи определяется как некоммерческое творческое объединение, управляется оно как любое предприятие, живущее по законам бизнеса.
<BR><BR>Хотя статус галереи определяется как некоммерческое творческое объединение, управляется оно как любое предприятие, живущее по законам бизнеса.<BR>Петербургские галереи, как это ни удивительно, деньги зарабатывают большей частью на выезде - за счет разницы цен на предметы искусства внутри страны и за рубежом.<BR>Своим главным предназначением большинство галерейщиков считает поддержание жизни художников как вида.<BR>Татьяна Пономаренко, директор галереи "Борей", рассказала, что становление галереи как бизнеса происходит скачкообразно. "Когда-то нынешнему составу "Борея" достались только выставочные помещения и издательство, которое пыталось издавать фантастическую литературу. В издательстве не было ничего, кроме 67 работающих и большого количества долгов. Сегодня в "Борее" трудится восемь человек. Есть несколько подразделений, каждое из них не только обслуживает интересы своей "крыши" - "Борея", но и зарабатывает на собственное существование. Типография "Борей - принт" ищет заказы и печатает буклеты, необходимые для "Борея", дизайн-студия обслуживает клиентов и занимается Интернет-проектом "Борея", книжный магазин торгует, в том числе и уникальными малотиражными изданиями - дает им шанс, по мнению Татьяны Пономаренко. Существует круг авторов, издающихся крошечными тиражами и за свой счет. Общество считает их графоманами. Галерея "Борей" предоставила им книжный прилавок. Все работают для общего блага - процветания галереи.<BR>Собственно галерейную работу - организацию выставок петербургских художников "Борей" проводит на бесплатной основе. Многие галереи города берут деньги с художников за то, что "висело и не продалось". Поэтому бесплатность - тоже своеобразный маркетинговый ход, он привлекает художников и их лучшие работы. <BR>Работы появляются в галерее и привлекают посетителей. Посетители становятся потенциальными покупателями. Галерея получает процент от продажи работ художников, хотя он невелик, но уже, по мнению галерейщиков, есть тенденция к росту. <BR>"На Западе галереи работают с художниками на жесткой контрактной основе, - говорит Татьяна Пономаренко, - их процент от проданного достигает 70, художники сильно ограничены в своих действиях, ничего не могут предпринять самостоятельно, не договорившись с галереей".<BR><BR><B>Таможня дает добро</B><BR>В России, по мнению большинства предпринимателей от искусства, художественный бизнес основательно подорван таможенными правилами, которые максимально ограничивают вывоз работ художников, особенно, если речь идет о коммерческих выставках. В этом случае на границе нужно оставлять залог, непосильный для многих организаторов таких выставок. Известен случай, когда один художник покончил с собой по причине безденежья, а уже после смерти его работы заметили финские предприниматели и предложили сделать выставку в Финляндии. <BR>Но на российской таможне с организаторов попросили такой залог за его произведения, что потребовалось вмешательство крупных чиновников, чтобы работы художника все-таки увидели финские почитатели. И даже купили несколько.<BR>С зарубежными покупателями напрямую имеют возможность общаться многие галереи. Галерея "Анна", расположенная в отеле "Невский Палас", галерея "С.П.А.С." на Мойке, которая известна тем, что поддерживает отношения с работниками консульств, представителями иностранных организаций, работающих в городе.<BR><BR><B>Все на продажу</B><BR>Работа галерей с предприятиями или банками пока еще представляется делом будущего. <BR>Отдельная категория покупателей - коллекционеры современного искусства, ориентированные на андеграунд, цены на него достаточно определенные. Они чаще всего предпочитают работать с художниками напрямую, а с галереями вести партнерскую деятельность, выставляя часть коллекции. К таким галереям относится "Палитра" на Большой Морской, "Выставочный зал товарищества свободных художников" на Невском, 20.<BR>К удачным, с коммерческой точки зрения, можно отнести галерею "Музей сновидений Фрейда" на Большом проспекте П.С. Эта организация, созданная на базе Института психоанализа, сумела за небольшое с момента ее создания время стать модным и коммерчески перспективным местом. Здесь идеально гладкие шерстяные черные стены, портреты основателей психоанализа, инсталляции, выставки фетишей, шоу. Все это замечательно продается. Хотят того галереи или не хотят, но они активно участвуют в создании рынка современного искусства в Петербурге, внедряют новое управление, маркетинг. И, может быть, скоро галерей в большом Петербурге будет так же много, как в маленьком Хельсинки.