Морские порты ждут железа

Минтранс РФ собрался обязать российские предприятия черной металлургии экспортировать продукцию только через отечественные порты.

<BR><BR>Минтранс РФ собрался обязать российские предприятия черной металлургии экспортировать продукцию только через отечественные порты.<BR>Опрошенные "ДП" специалисты уверены, что административные решения вряд ли заставят участников рынка отказаться от более выгодных маршрутов экспорта.<BR>Сейчас экспортные поставки металлов из России идут в основном через порты Прибалтики. Новолипецкий, Нижнетагильский и Магнитогорский металлургические комбинаты вкладывают деньги в развитие прибалтийских портов. Например, Новолипецкий МК строит свой терминал на территории Клайпедского порта. Эксперты указывают две основные причины, из-за которых Морской порт Петербурга проигрывает конкуренцию в перевалке металлов портам стран Балтии. <BR>Возврат НДС (20% ) происходит у них через 3 недели, а в России - через 3 месяца. Кроме того, глубина морского канала в петербургском порту - 11,5 м, что не позволяет принимать суда дедвейтом более 30.000 тонн. Чем ниже дедвейт корабля, тем выше цена перевозки груза. В результате почти половина черных металлов вывозится из России через прибалтийские порты.<BR>Морской порт Петербурга за 9 месяцев 2000 года переработал 2,5 млн тонн черных и 1,5 млн тонн цветных металлов. Плюс к этому стивидоры, работающие в порту, - еще 1,2 млн тонн (в основном металлолом). По сравнению с прошлым годом рост объемов перевалки этих грузов в Морском порту Петербурга предположительно составит 30%.<BR>В Мурманском порту основным поставщиком черных металлов является Череповецкий МК. По мнению Сергея Липкина, первого заместителя генерального директора ОАО "Мурманский морской торговый порт", проблема привлечения грузов в отечественные порты существует не первый год. Решить ее методом давления на грузоотправителей, в данном случае металлургические предприятия, не удастся. Для этого у государства нет эффективных рычагов. Если металлургам выгоднее везти груз через Прибалтику, они это будут делать. И здесь нужны не силовые методы, а реальные шаги по определению компромиссных решений между МПС, ГТК, грузоотправителями и портами. В первую очередь должны быть снижены железнодорожные тарифы на перевозки промышленных грузов.