Петербургский балет алчет "свежей крови"

Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой переживает не лучшие времена - из 2 тысяч желающих приемной комиссии удалось отобрать лишь около 50 детей.

<BR><BR>Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой переживает не лучшие времена - из 2 тысяч желающих приемной комиссии удалось отобрать лишь около 50 детей.<BR>"У вас нет данных", - говорят родителям девятилетнего абитуриента, если у него крупная нижняя челюсть, неэстетичная форма носа или ушей, короткая и широкая шея, длинное туловище и короткие ноги, массивные бедра или искривление позвоночника. Потенциальный ученик обязан иметь здоровыми все внутренние органы, отличаться идеальным зрением, слухом, определенным ростом - минимум 135 см для девочек и 138 см для мальчиков. А еще - быть музыкальным и пластичным. <BR>По государственному плану академия обязана ежегодно принимать 60 человек. "Сегодня мы ориентируемся на работодателей, которым нужен только хороший товар. Именно поэтому госплан не выполняется. А к концу обучения на курсе остается всего 25-30 человек", - говорит проректор Академии Русского балета Борис Илларионов.<BR><BR><B>Дети хотят, но не могут</B><BR>Основная причина такой ситуации - здоровье детей. Отсев по состоянию здоровья происходит в основном во время приема. И каждый год приемная комиссия констатирует: "В этом году ситуация еще хуже, чем в прошлом". Исчезновение "хорошего материала" имеет еще одну причину: после развала Советского Союза учениками академии становятся в основном петербуржцы. Абсолютно здоровый ребенок в Северной столице - большая редкость.<BR>"В нашем интернате для иногородних, рассчитанном на 200 мест, сейчас проживает чуть больше 50 человек. И это еще ничего - было время, когда на 300 учеников академии приходилось меньше 30 детей из других регионов", - рассказывает Борис Илларионов.<BR>Для спасения петербургского балета уже разрабатывается программа отбора по России. В тех регионах, где есть театральные балетные труппы, организуются представительства академии. В другие места на просмотры будет выезжать комиссия.<BR>По словам проректора академии, престиж профессии балетного танцовщика отнюдь не падает. "Дети очень хотят танцевать! Знаете, какие у нас трагедии разыгрываются? Вот уже несколько лет ходит бабушка, у которой внучка мечтает стать балериной. Но там даже зацепиться не за что", - разводит руками Борис Илларионов.<BR>К сожалению, бывает и по-другому. Не выдерживая нагрузки, из академии уходят способные ученики. А нагрузка здесь действительно адская. Спецпредметы, которые предполагают упражнения "у станка" и танцы, в общей сложности продолжаются около 5 часов в день, а еще ежедневные репетиции и самостоятельные занятия. В итоге чрезмерное напряжение испытывают лишь определенные группы мышц.<BR>Для всестороннего физического развития в Академии существует спортзал. Правда, он небольшой и тренажеры там довольно примитивные. Совсем нет новинок, которые активно используются на Западе: у нас считается, что всевозможные "растяжки" и тренажеры "от лукавого".<BR><BR><B>Требуется порода</B><BR>"Тонкие запястья и лодыжки, короткое туловище, длинные ноги - все это признак породы. К сожалению, резко сократилось количество детей с хорошим подъемом ноги. А он для танцовщиков чрезвычайно важен", - говорит Борис Илларионов.<BR>Сейчас в мировом балете сформировалась даже определенная мода на стопу - главную "рабочую область" балерины. А хорошей стопой отличаются, увы, не петербуржцы, а жители Урала и Западной Сибири.<BR>В среднестатистической западной балетной труппе работе стоп уделяется самое пристальное внимание. Объясняется это тем, что в Европе более популярен не классический балет, имеющий сюжет, как "Спящая красавица" или "Лебединое озеро", - предпочтение отдается бессюжетным симфоническим балетам, в которых хореография другая - более подвижная, нетрадиционная для классики. "Мы очень отстаем от Запада по стопам. Правда, стараемся подтягиваться. Очень сложно воспринимать европейские достижения, а тем более следовать им. Ведь у нас достаточно консервативная школа классического балета", - говорит проректор.<BR>И преподаватели академии, воспитанные на классике, едва ли способны быстро перестроиться под западные образцы. Иностранные специалисты часто не могут себе позволить проработать в Петербурге целый год, как этого требует система преподавания Академии Русского балета. Поэтому мастер-классы зарубежных преподавателей проходят обычно без всякой системы. И петербургская школа балета остается практически невосприимчивой к новомодным течениям в балете.<BR>Зато "железный занавес" помогает сохранить традиции петербургской школы балета, уходящие корнями в XVII век.(В.К.)