00:0022 сентября 200000:00
13просмотров
00:0022 сентября 2000
От 2000 года дизайнеры ждали почти чуда. Казалось: вот сейчас пробьют новогодние куранты, и мир изменится до неузнаваемости. Перестанут существовать привычные для нас формы, равно как и наши представления о предметах.
<BR><BR>От 2000 года дизайнеры ждали почти чуда. Казалось: вот сейчас пробьют новогодние куранты, и мир изменится до неузнаваемости. Перестанут существовать привычные для нас формы, равно как и наши представления о предметах.<BR>Однако ожидание откровений сыграло с дизайном злую шутку. Подавляющее большинство игроков пространства и среды решили не просто стать свидетелями чудесного. Каждый мечтал оказаться тем самым творцом, с которого начнется отсчет нового миропорядка. Как следствие, засилье концепций и минимум прикладных решений (то есть непосредственно дизайна). Тем не менее этот парадокс стал своеобразной визитной карточкой миллениума. Вещи оказались знаками, проекты - концептами, а интерьеры - вместилищем идей, а не предметов. На этом фоне прошлогодние тенденции стали выглядеть абсолютным анахронизмом. Их любовь к оттенкам и фактурам стала выглядеть слишком наивной и от того - буржуазной. Иными словами, рассуждать об интерьерных тенденциях сегодня - значит говорить о смыслах. Вещи оставлены до лучших времен.<BR><BR><B>Виртуальный дизайн</B><BR>Бестелесность. Обязательное свойство современного интерьера - легкость и воздушность. Современный дом предполагает обязательное наличие трех основных составляющих: пространства, воздуха и света. Эти требования достигаются при помощи элементарных, в сущности, приемов.<BR>Прежде всего это обилие белого цвета или максимально приближенных к нему оттенков голубого, розового, зеленого. Такие интерьеры кажутся абсолютно стерильными и выхолощенными. Зачастую невозможно судить о размерах помещения: белый искажает его пропорции. Таким образом из пространства уходит тяжеловесность.<BR>Другой прием - подчеркнутая нематериальность предметов вообще, и мебели в частности. Столы, стулья, диваны и даже шкафы делают из легких сплавов или прозрачного пластика. Поэтому они практически сливаются с фоном стен и растворяются в пространстве.<BR><BR><B>Номадизм</B><BR>Номадизм - очень модное слово. Оно встречается практически во всех уважающих себя дизайнерских журналах. "Номадический" значит "кочевой". Считается, что это слово идеально отражает феномен современного быта.<BR>Дизайнеры полагают, что особенность современного существования определяет склонность к путешествиям. Разумеется, в данном случае речь идет не только о запланированном вояже в Париж или о поездке к бабушке в деревню. Современный человек постоянно перемещается из одной среды в другую. Это и сделало популярным образ человека-кочевника.<BR>Номадизм в современном дизайне фактически заменил понятия практичности и функционализма. Теперь вещью не просто удобно пользоваться. Она не должна ограничивать человека в его страсти к путешествиям. Отныне предметы не имеют фиксированного положения в комнате. Они хаотично перемещаются в пространстве. Поскольку мебель легкая - ее не сложно двигать. А изменение обстановки неизбежно ведет за собой изменение среды.<BR>Еще одна идея заключается в том, что вещи должны быть удобны для транспортировки. В идеале вся домашняя обстановка должна помещаться в чемодан. Как следствие, появление складных шкафов из материи, ванн, убранных в кофры, и многих других необычных вещей.<BR><BR><BR><B>Гомогенность</B><BR>Раньше особенность пространства определяла его архитектура и предметное наполнение. Парадокс современного дизайна заключается в том, что интерьер - это человек и его эмоции. В ситуации, когда помещения становятся одинаково белыми, когда мебель растворяется на фоне стен, единственное, что может характеризовать пространство - его обитатель.<BR>Принципиально важным оказывается, какая играет музыка или как звучат голоса - громко или приглушенно. Какие книги стоят на полке или какие журналы разбросаны по комнате. Дом становится живым организмом, который видоизменяется с течением времени. По этой причине стремительно выходит из моды "дизайн под ключ", когда заказчик самоустраняется от создания своего жизненного пространства. Отныне человек создает интерьер эмпирическим путем. Ни один архитектор не в состоянии угадать, на какой полке захочет "жить" та или иная вещь и в какой угол удобнее забрасывать любимые ботинки. Дом становится объектом частного творчества. В который раз все - в наших руках. (Е.В.)