00:0021 сентября 200000:00
9просмотров
00:0021 сентября 2000
В оставшиеся до конца года 3 месяца розничные продавцы Петербурга намерены нарастить оборот на 40-50%.
<BR><BR>В оставшиеся до конца года 3 месяца розничные продавцы Петербурга намерены нарастить оборот на 40-50%. <BR>Если их планы осуществятся, то нынешний год будет на 10% "оборотистей" 1999 года.<BR>По итогам 2000 года продажи предприятий торговли могут составить 77,5 млрд руб., что на 10% превысит прошлогодний уровень (см. табл. 1). Львиная доля - около 60% достанется рынкам и крупным торговым предприятиям города. Остаток поделят павильоны, киоски и прочие субъекты малого предпринимательства.<BR><BR><B>Подъемы и спады</B><BR>Розничная торговля подвержена сезонным колебаниям, с которыми продавцам приходится бороться. В периоды спада они стимулируют продажи, увеличивая расходы на рекламу. Перед подъемом заключают новые договоры с поставщиками, пополняют товарные запасы.<BR>Самый продолжительный подъем в рознице начинается со второй половины августа: заканчивается дачный сезон, отдохнувшие и посвежевшие люди возвращаются из отпусков. Перед началом учебного года в магазинах появляются длинные очереди. Небольшой спад в ноябре - передышка перед второй половиной декабря, когда продажи достигают максимума. Объемы реализации как продовольственных, так и промышленных товаров увеличиваются на 30-40% по сравнению с ноябрем. "В это время хорошо продается даже то, что не продавалось предыдущие 11 месяцев, - с оптимизмом говорят продавцы. - Люди активно готовятся к встрече Нового года: покупают подарки, думают, что поставить на стол".<BR>С конца апреля до середины июня происходит последний всплеск перед длительным летним затишьем. В это время наибольшим спросом пользуется летний ассортимент одежды и обуви, продукты питания длительного хранения, товары для дачи, спорттовары. Со скидками идет то, что не было продано в осенне-зимний период.<BR>Спрос на продовольственные товары в течение года часто колеблется, влияя на месячный объем продаж. Отклонение составляет 8-10% от среднемесячного уровня. Объемы продаж непродовольственных товаров подвержены более глубоким спадам и подъемам. Колебания товарооборота могут достигать 30%.<BR><BR><B>Магазины обгоняют рынки</B><BR>По данным Петербургкомстата, последние 3 года оборот в розничных магазинах растет более высокими темпами, чем на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Доля покупок, совершаемых на рынках, постепенно сокращается (см. табл. 2.). Это объясняется тем, что люди стали бережливее, требовательнее к качеству продукта, обслуживанию и условиям, в которых они совершают покупки, к тому же послепродажное обслуживание в магазинах организовано значительно лучше, чем на рынках. <BR>Сократившаяся разница в ценах в магазинах и на рынках лишила последних привлекательности. Доходы покупателей не оказывают значительного влияния на то, где купить товар - в магазине или на рынке. <BR>Розничные продавцы отреагировали на эту тенденцию, открыв магазины в "спальных" районах. Магазины продовольственные, хозяйственные, одежды, стройтоваров или бытовой техники появились практически в каждом доме. Как результат, объем продаж в магазинах в первом полугодии 2000 года увеличился в 1,54 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 37.888 млн руб. В то же время оборот на рынках вырос всего на 7,5% и составил 8750 млн руб.<BR>"Магазины заслуженно отобрали часть покупателей. Но все-таки у рынка есть преимущества: множество конкурирующих продавцов, которые не дают цене высоко подняться", - говорит частный предприниматель Алексей Макаров.<BR>И тем не менее рынки и магазины дополняют друг друга, конкурируют и тем самым создают благоприятные условия для развития потребительского рынка.<BR><BR><B>Рыночный ассортимент</B><BR>Рынки заняли прочные позиции в сознании покупателей как место, где можно купить товар дешевле. Магазины чаще всего ассоциируются с расположением данного объекта на карте города. Поэтому в ближайшее время в борьбе за место под солнцем они будут изучать рынок и развивать деятельность исходя из пожеланий и предпочтений покупателя. <BR>Согласно исследованиям, проведенным компанией ЗАО ТФ "Петербургторг", из продовольственных товаров более 60% населения предпочитают покупать на рынках овощи и фрукты (см. табл. 3).<BR>Однако некоторые продукты питания более высокого качества петербуржцы все еще стремятся приобретать на рынке: парное мясо, молочные продукты, свежую рыбу. По этим товарным позициям магазины с рынками конкурировать пока не спешат.<BR>Из промышленных товаров на рынке хорошо идут в основном предметы бытовой химии, личной гигиены, текстиль. Как правило, здесь эти товары на 10-20% дешевле, чем в магазине.<BR><BR><B>Оборот должен расти</B><BR>Часто продавцы считают, что успешная деятельность торгового предприятия зависит исключительно от платежеспособности населения, общеэкономической ситуации и политики государства. Однако в торговле многое зависит от менеджеров: изучение спроса, ассортиментная и ценовая политика, построение отношений с партнерами по бизнесу, культура обслуживания.<BR>"Мы обучаем продавцов, чтобы они могли грамотно помочь покупателю выбрать необходимый ему продукт. На некоторые товары устанавливается минимальная наценка, с тем чтобы сделать их доступными большему числу покупателей, - говорит Ирина Минаева, генеральный директор ОАО "Северный универсам". - Проведенная реконструкция по расширению торговых площадей позволила покупателям использовать тележки, что сделало процесс покупки более удобным. В результате этих действий оборот универсама вырос в 1,5 раза".<BR>Другой резерв увеличения объемов продаж петербургские торговцы видят в добровольном объединении торговых предприятий, а также в сближении розничной торговли и производителей.<BR>"Полем для совместной деятельности станет организация эффективной системы внутримагазинной рекламы, продвижение и поддержка торговых марок.<BR>Объединение магазинов поможет сократить издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением товара", - считает исполнительный директор ЗАО "Торговая фирма "Петербургторг" Алексей Крамарев.(Ал.С.)<BR>