Современный менеджмент требует свободы. Для сотрудников

На каждый "грех" сотрудника есть своя такса, размер которой обосновывается исключительно личными соображениями борющихся с тем или иным "непорядком" руководителей.

<BR><BR>На каждый "грех" сотрудника есть своя такса, размер которой обосновывается исключительно личными соображениями борющихся с тем или иным "непорядком" руководителей. <BR>Генеральный директор одной из фирм часть своего рабочего времени посвящает инспекции тумбочек сотрудников. При обнаружении в оных признаков пищи провинившийся вызывается "на ковер" для сурового разговора о том, что и где надо есть. <BR>Часто только нотациями дело не ограничивается. В одной компании можно лишиться 200 рублей за забытую на столе чашку, в другой - 300 рублей за разговор по рабочему радиотелефону за оградой офиса. Чаще других караются рублем курильщики и любители компьютерных игр. <BR>Страсть к порядку у иных руководителей весьма высока: регламентируется не только длина юбок сотрудниц, но и наличие на голове шапки в зимний период. С непослушных - штраф. Корпоративные ограничения поведения сотрудников порой принимают забавные формы. Но забавные только для тех, кто не работает в этих компаниях.<BR><BR><B>Отец и дети</B><BR>"Жесткие дисциплинарные меры никогда себя не оправдывают, - убеждена руководитель департамента аудита "Что делать Консалт" Лия Куприянова. - Они приводят лишь к формальному выполнению требований. Дисциплина не может быть только ради дисциплины: она должна быть обусловлена интересной работой, мотивационными факторами. Мотивация страхом абсолютно неэффективна - это подтверждает мой 20-летний опыт работы при советской власти. И плохи те сотрудники, на которых действуют только жесткие меры".<BR>Тем не менее, по словам Лии Куприяновой, штрафные санкции в компании все же предусмотрены. Но только по отношению к техническому персоналу: "Технический персонал должен подчиняться дисциплине, а творческий подчиняется иным факторам - это специфика нашей деятельности". <BR>"Авторитарный стиль управления может быть оправдан при низкой дисциплине, низкой мотивации, при каких-то особо сложных обстоятельствах либо при жестко структурированной деятельности - в армии, промышленности, - говорит административный директор Стокгольмской школы экономики в Петербурге Людмила Мургулец. - В других случаях это путь, который ведет в никуда. Негативное воздействие рождает противодействие". <BR>При патерналистском подходе к управлению сотрудникам отводится роль несознательных детей, руководителю - строгого отца. Но при этом сотрудники и работают соответственно навязанной им роли. <BR>"Если руководитель против того, чтобы сотрудники, например, играли в рабочее время в компьютерные игры, нужно принять коллективное решение о том, что это недопустимо, и дать понять почему", - считает Людмила Мургулец. <BR>Например, от того, что клиенты регулярно наблюдают на мониторах сотрудников компании прыгающие цветные шарики или пасьянс, может пострадать имидж фирмы, снизиться результативность ее работы и, как следствие, зарплата сотрудников. <BR>"Можно, конечно, просто убрать игровые программы. Можно и печенье не давать, чтоб не ели на рабочем месте. Но, относясь к сотрудникам как к детям, не стоит ждать от них самостоятельности и ответственности, - заключает Людмила Мургулец. - Современное развитие менеджмента идет в направлении свободы и ответственности. Тот же гибкий график работы требует большей ответственности: сотрудник отвечает за свои действия, а не за то, что приходит на работу ровно к 10". <BR><BR><BR><B>Лучше словом </B><BR>"В свое время я боролся с ношением джинсов и победил, - рассказывает генеральный директор агентства ЗАО "Русский персонал" Владимир Тарасов. - Действовал исключительно словесными доводами. Сотрудницы у меня понятливые, но иногда забывчивые... И потом, быть обворожительными для них важнее, чем соблюдать правила". <BR>Штрафные санкции Владимир Тарасов не приемлет, предпочитая им другие воспитательные методы. "С грязными чашками я тоже боролся: пытался их выбрасывать. Но введение подобной меры оказалось слишком сложным делом. Поэтому сейчас, если кто-то не убрал посуду, просто все сотрудники лишаются чая и кофе, - поделился опытом Владимир Тарасов. - Если увижу забытые на столе документы - прячу. Поток информации у нас достаточно большой, и бывало так, что потерянное консультантом резюме сказывалось на работе всей компании. Поэтому сейчас у каждого сотрудника есть свой накопитель, в который он должен убирать все важные бумаги". <BR>"Штрафы за "не ту" одежду, "не те" украшения и прочее в нашей компании вряд ли будут. Если сотруднику требуются более жесткие меры, чем просто беседа, - значит, что-то не в порядке с управлением, - считает Владимир Тарасов. - Вводя жесткие меры, руководитель, по сути, противопоставляет себя коллективу. При этом теряется обратная связь, механизм получения обратной информации. Остаются только руководство к действию и конечный результат. Это серьезное нарушение в управлении, которое не лучшим образом скажется на положении фирмы".