Петербургские пищевики намерены накормить российские регионы

Участники круглого стола

<BR><BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Елена Лунина, руководитель дирекции продовольственных выставок ЗАО "Выставочное объединение "Рестэк"<BR>Марина Томашкова, начальник отдела оперативного маркетинга и рекламы ЗАО "Выставочное объединение "Рестэк"<BR><B>Марина Журавлева, помощник председателя ЗакС Санкт-Петербурга</B><BR>Ольга Жукова, начальник отдела маркетинга и информации ГУП "Санкт-Петербургская продовольственная корпорация"<BR><B>Мария Баранова, исполнительный секретарь Международного клуба крупяных компаний</B><BR><B>Ольга Пантелеева, главный специалист Управления регионального сотрудничества Комитета по внешним связям администрации Петербурга</B><BR>Ирина Гандилян, директор департамента рекламы и PR ООО "Компания "Ангстрем Трейдинг"<BR>Игорь Стрельников, президент ООО "Компания "Ангстрем Трейдинг"<BR>Андрей Удалов, коммерческий директор ОАО "Хлебный дом"<BR><BR>Хотя в Петербурге нет пшеничных полей и фруктовых садов, его жители предпочитают продукцию именно местных производителей.<BR>Предпочтения потребителей сказываются на положении дел в пищевой и перерабатывающей промышленности города. Даже чиновники, по их собственному признанию, испытывают определенную гордость, стоит завести речь о петербургской "пищевке". Но есть в ней и свои парадоксы. Например, почему город-порт импортирует рыбу, или как удается пищевикам производить качественную продукцию при износе оборудования почти на три четверти. <BR>Рассуждая о перспективах пищевой промышленности Петербурга в XXI веке, участники круглого стола газеты "Деловой Петербург" смело прогнозировали массовое вытеснение с рынка импортных продуктов. Еще одна тенденция, которая, по их мнению, получит широкое развитие в ближайшие несколько лет, - экспансия петербургской продукции в регионы. <BR><BR>Ольга Жукова:<BR>"С моей точки зрения, продовольственный рынок сейчас достаточно сбалансирован. В прошлом году существовали определенные проблемы с ресурсами зерна: наблюдался некий эффект местничества со стороны руководителей регионов. Зерновые и крупяные запасы Петербурга обеспечиваются только регионами, поэтому существует некоторая зависимость. Но сейчас такого напряжения нет. Однако продовольственный рынок - это очень неустойчивая система, она в любой момент может измениться". <BR><BR>Мария Баранова:<BR>"На 90% российский рынок круп покрывается собственным производством. Единственной импортозависимой позицией является длиннозерный рис. Но это уже исторически сложившаяся ситуация: такой рис не выращивается в России просто в силу климатических условий. Конечные продукты, которые производят компании Москвы и Петербурга, соответствуют европейским и американским стандартам качества и даже превосходят их. Это признается западными специалистами, поэтому говорить о какой-то серьезной конкуренции на местном рынке с западными компаниями не приходится".<BR><BR>Игорь Стрельников:<BR>"Я считаю, что наш рынок не просто насыщен; он перенасыщен за счет поставок из США и Европы. Я имею в виду прежде всего рис. Этого продукта очень много, и сейчас потребитель может довольствоваться очень низким уровнем цен на эту продукцию, что, в общем, является некоторым искусственным фактором". <BR>Елена Лунина:<BR>"Если 2 года назад в наших выставках по продовольственной тематике участвовали в основном зарубежные компании (российские делали только робкие шаги), то сейчас представлена продукция большей частью отечественных производителей, - касается ли это зерна, круп, мясной продукции или хлебобулочных изделий". <BR><BR>Ольга Жукова:<BR>"Существуют две очень серьезные проблемы: рынок мяса и рынок рыбы. Если по молоку уже нет вопросов - покупательские симпатии отданы продукции Ленинградской области и Петербурга, - то с мясом и рыбой ситуация противоположная. Хотя рыбный рынок мог быть просто блестящей характеристикой нашего города, он таковым не является".<BR><BR>- Какой вам видится пищевая промышленность Петербурга через 5 лет?<BR><BR>Ольга Пантелеева:<BR>"В Петербурге почти ничего не растет, а развивать пищевую промышленность хочется. Выход может заключаться в технологии и в достаточных средствах, инвестициях, чтобы эту технологию внедрять, обучать персонал, менеджмент и потом все это выводить в регионы. Мы создали ассоциацию "Сделано в Петербурге". Это организация петербургских производителей, которые объединились для того, чтобы продвигать свою продукцию в регионы. Региональные сотрудничество, экономика сейчас приоритетны. Когда-то существовало такое городское движение - "Сделано в Петербурге", которое работало на городской рынок и на импортозамещение. Задачи, поставленные движением, были достаточно успешно выполнены, и оно прекратило свою активную деятельность. Сейчас мы решили эту работу возродить, но уже для регионов - для того, чтобы дать возможность нашим предприятиям усилить свою экспансию, продвигать торговые марки, продукцию с помощью выставочной деятельности, информационного обмена при самой активной поддержке администрации". <BR><BR>Ирина Гандилян:<BR>"Можно прогнозировать, что в течение ближайших 5 лет произойдет очень серьезное расширение рынка продуктов быстрого приготовления. Прогноз основан на бурном росте конкуренции в пищевой сфере. Когда-то Задорнов, приехав из США, рассказывал нам про 50 сортов кефира с различными фруктовыми наполнителями. Сейчас это для нас, можно сказать, норма жизни. И естественно, что все производители идут по пути придания продукту некого нового качества. А именно - быстрота приготовления или более широкая гамма вкусовых ощущений. Например, мюсли по большей части сейчас импортные, и можно совершенно спокойно прогнозировать, что через 5 лет в продаже будут только отечественные". <BR><BR>Игорь Стрельников:<BR>"Мне кажется, что в связи с развитием технологий на крупяном рынке через 5 лет крупа в ее привычном для нас виде может вообще исчезнуть. Потому что сейчас все активнее развивается технология превращения круп в хлопья. Это известная технология, по которой производятся, например, каши "Быстров". <BR><BR>Андрей Удалов:<BR>"Пищевая промышленность нуждается в основательной модернизации производственных мощностей. Износ оборудования практически во всей отрасли достигает 70% и выше. Я надеюсь, что через 5 лет эта тема будет более актуальной, появятся инвестиции и необходимая реконструкция. Опять же через 5 лет можно предсказать увеличение ассортимента продуктов питания. И последний момент: я все-таки надеюсь, что через 5 лет на рынке пищевой промышленности будет больше продуктов средней ценовой категории. Сегодня имеются в продаже либо очень дешевые продукты, либо очень дорогие. И порой бывает сложно найти продукцию средней ценовой группы".<BR><BR>Марина Томашкова:<BR>"Я думаю, через 5 лет рынок будет насыщен товарами местных производителей. Постепенно произойдет вытеснение импортных продуктов, как было, например, с мороженым. И рыбную отрасль развивать будем сами, но для этого нужны инвестиции. В Ленобласти маленькие рыбные предприятия что-то пытаются делать, но нет денег для нового оборудования, не хватает судов". <BR><BR>Елена Лунина:<BR>"Вопрос переоснащения пищевой промышленности стоит достаточно остро. 41% предприятий нуждаются в модернизации, 25% - в полной смене оборудования для производства продуктов питания (это в целом по России, но я думаю, в Петербурге ситуация та же)".<BR><BR>- Заинтересованы ли вы в выходе петербургских производителей на региональные рынки и в том, чтобы городская администрация, выставочные организации развивали это направление?<BR><BR>Ирина Гандилян:<BR>"Наша продукция в регионах присутствует. Это следствие нашей маркетинговой политики. Но помощь со стороны администрации Петербурга была бы нелишней. Маркетинговые исследования очень сложно проводить вслепую, не выезжая из Петербурга. Нужна какая-то централизованная информация о ситуации по определенным продуктам в регионах. Маркетинговые исследования стоят достаточно дорого, особенно если их проводить в масштабе всей страны. Если бы их можно было каким-то образом получать, то это было бы неоценимой помощью".<BR><BR>Андрей Удалов:<BR>"Над этим надо еще подумать. Встает вопрос технологии: если мы, например, купим завод в Вологде, что мы приобретем в итоге? Марка "Хлебного дома" может пострадать, если мы станем покупать какие-то заводы в Ленобласти или на Северо-Западе: их производственные мощности очень малы".<BR><BR>Мария Баранова:<BR>"Изъявили желание сотрудничать с членами Ассоциации "Сделано в Петербурге" Ставропольский край, удаленные северные районы, Урал".<BR><BR>Игорь Стрельников:<BR>"Роль правительства или организаций (в частности, Ассоциации "Сделано в Петербурге") - координирующая, а инициатива исходит в первую очередь от самих производящих компаний. Многие представительства уже открыты. Сейчас самое главное состоит в том, чтобы все это информационно объединить, укоротить интеграционные связи". <BR><BR>- Как предприятия будут реагировать на то, что усилится конкуренция? И что даже общественные организации, призванные продвигать продукцию в регионы, будут вынуждены считаться с ней?<BR><BR>Ольга Пантелеева:<BR>"Если какое-то предприятие не захочет вступить в Ассоциацию "Сделано в Петербурге", потому что туда уже вступил конкурент (хотя такого мы пока не наблюдали), - пожалуйста, пусть придет и выступит с инициативой создания какой-нибудь другой ассоциации. И мы будем ее тоже поддерживать, если нам объяснят, в чем состоит государственный интерес".<BR><BR>Игорь Стрельников:<BR>"Конкуренция ощущается. И она помогает, потому что причины, по которым компания гибнет, скорее всего, заключаются не во внешнем мире, а в ней самой. Конкуренция только выявляет те факты, которые являются болезненными для компании. Именно она рождает новый продукт и те его преимущества, которые становятся заметными на простых прилавках. Отсутствие конкуренции - это монополия, внерыночные законы, перекосы. Это ненормально. <BR>Очень серьезная конкуренция среди тех, кто занимается рисом низкого качества. Цены на него ниже, чем в производящих странах. Это уже свидетельствует о внерыночных явлениях. А конкуренции в области качественного риса не ощущается. Но хочу подчеркнуть, что даже в условиях жесткой конкуренции с качественным товаром можно работать".<BR><BR>Мария Баранова:<BR>"В наш клуб входят реальные конкуренты. Как оказалось, свободное общение между ними идет только на пользу как бизнесу, так и потребителю. В наш клуб входят компании, которые длительное время присутствуют на рынке. Есть множество компаний, которые не являются членами клуба. Если взять, например, рис как импортный товар, то у нас почти 80% всех компаний СНГ, которые серьезно занимаются поставками этого злака. И мы на примере той ситуации, которая сейчас сложилась по рису, убедились, что лучше общаться, чем допускать затоваривание рынка. Это помогает людям понять, что делают и что собираются делать их конкуренты, и выстроить сообразно этому более грамотную политику". <BR><BR>Заседание круглого стола вел заместитель главного редактора Владимир Малышев.<BR>Материал подготовила Ольга Кувшинова.