Госторговля надеется на менеджеров-реформаторов

Чтобы доходы книжного магазина возросли, нужно убрать прилавки и продавцов.

<BR><BR>Чтобы доходы книжного магазина возросли, нужно убрать прилавки и продавцов.<BR>Книготорговцы утверждают, что товарооборот магазинов, сменивших прилавки на открытые стеллажи, увеличивается на 60-100%. Передовые технологии книготорговли активно внедряются в Петербурге. Там, где убрать прилавок пока не получается, покупателям разрешают зайти за него.<BR><BR><B>Новая концепция</B><BR>В июне прошлого года товарооборот ГТП "Книжный магазин №49" составлял 140 тысяч рублей, в июне этого года - 650 тысяч рублей. "Первое, что я сделал, став директором магазина, - перевел его в режим самообслуживания, - говорит директор магазина №49 Дмитрий Киреев. - Это позволило увеличить, во-первых, количество покупок, во-вторых - сумму одной покупки". <BR>Как пояснили в городском Комитете по печати и связям с общественностью, поиск средств для ремонта и оборудования в государственный магазин - задача непосредственно его руководителя. В петербургском бюджете есть лишь строка на техническое переоснащение издательств и книжных магазинов. Поэтому основная ставка при реорганизации госпредприятий делается на кадровую политику и подбор грамотных менеджеров.<BR>"Мы заключили договор с издательством "АСТ", которое выделило нам беспроцентный кредит на оборудование. По условиям соглашения, продукция "АСТ" должна составлять не менее 70% нашего ассортимента", - говорит Дмитрий Киреев. Остальные 30% книг в магазине - продукция 150 издательств, треть из них - петербургские. <BR>Количество экземпляров книги, которую магазин берет на реализацию, не превышает 100 штук. "Больше брать бессмысленно: цена не меняется, а склад переполняется. Но все равно бывает, что какая-нибудь книга долго лежит на складе. Однако на этот счет у меня свое убеждение: я считаю, что даже если взять пустую кассету и написать на ней "Тишина" - она все равно найдет своего покупателя", - уверен Дмитрий Киреев.<BR><BR><B>На прогулке</B><BR>Еще одним шагом в превращении предприятия в прибыльное стала новая концепция работы персонала. "Я объяснил сотрудникам, что они не продают книги, а помогают купить их, - продолжает Дмитрий Киреев. - Когда есть свободное время, я сам с удовольствием выхожу в торговый зал, консультирую покупателей". Увеличение штата персонала вдвое позволило изменить время работы магазина: добавился еще один вечерний час. "Большинство покупок совершается вечером, - убежден директор. - Люди возвращаются с работы или просто прогуливаются. И очень многие, еще по старой советской привычке, заходят в книжный магазин "просто погулять". Если это магазин самообслуживания, то такой посетитель - уже покупатель: шансы, что он уйдет с покупкой, велики".<BR><BR><B>Покупатели</B><BR>Несмотря на то что эпицентр конкурентной борьбы в книжном бизнесе находится не среди магазинов, а среди издательств, поиск собственной рыночной позиции актуален и для книготорговцев. "Раньше магазин №49 торговал только открытками. Их ассортимент и сейчас достаточно большой: у нас 6-8 поставщиков открыток, тогда как оптимальным для книжных магазинов считается иметь 2-3, - рассказывает Дмитрий Киреев. - Далее, мы сделали отдел авторской песни. В Петербурге несколько тысяч человек, увлекающихся авторской песней; кроме того, это категория читающая". Хороший доход, по словам директора магазина, приносит литература о Петербурге.<BR>Дмитрий Киреев убежден: чтобы привлечь покупателя, надо устраивать ему праздники. Одним из удачных примеров директор считает бесплатное угощение всех посетителей шампанским накануне прошлого Нового года. Стоимость PR-акции была эквивалентна стоимости 70 бутылок напитка. "За праздничным столом услышал, как родители моих знакомых рассказывали о том, как их в книжном магазине угостили шампанским. Гости тут же потребовали адрес", - поделился произведенным эффектом Дмитрий Киреев. <BR>Есть у директора магазина №49 и свой особый способ борьбы с книжными ворами: "Если человек приходит украсть - он сделает это в любом случае. Систему защиты не поставили из этих соображений, во-первых, а во-вторых - ее содержание обходится в месяц в 20-30 тысяч рублей. <BR>Чтобы наворовать книг на эту сумму - надо их выносить на 100 рублей в час. Для отпугивания клептоманов у нас на выходе стоит охранник. А пойманных с поличным воришек я заставляю писать расписку, что больше красть не будут, иначе передадим их в милицию. И рецидивов пока не было. В Москве есть магазин, у директора которого уже порядка 300 таких расписок. Второй раз решились на кражу только четверо".