Возвращаться из отпуска надо еще до отпуска

Вышедший из отпуска сотрудник похож на обалдевшего новичка: ему нужно время, чтобы адаптироваться к рабочей обстановке.

<BR><BR>Вышедший из отпуска сотрудник похож на обалдевшего новичка: ему нужно время, чтобы адаптироваться к рабочей обстановке. <BR>Процесс вхождения в рабочий ритм после летнего отдыха часто оказывается мучительным для сотрудника и кажется непозволительно долгим его шефу. Большинство опрошенных "ДП" руководителей не склонны давать персоналу подобные поблажки. Все дело в разной мотивации: руководителям, отдыхающим с телефоном и визитницей в руках, непонятно нежелание сотрудника возвращаться из мира грез к делам и заботам. И все же, признав в целом проблему "послеотпускного синдрома", руководители по отношению к отдохнувшим сотрудникам склонны придерживаться двух тактик. Либо все-таки дать пару дней "на раскачку", либо, наоборот, сразу же загрузить работой по полной программе.<BR><BR><B>Свежие силы</B><BR>Не замечать "похмельного" состояния экс-отпускника склонны те, кто рассчитывает на высокую самомотивацию сотрудников. "Когда человек понимает цели и задачи компании, умеет контролировать свое время - он знает, что если будет долго "раскачиваться", то просто выпадет из общего русла. А это, в свою очередь, отразится на его финансах, - говорит тренер-консультант ООО "Concept" Ирина Афрамеева. - После отпуска, наоборот, человек приходит со свежими силами, с более позитивным подходом к работе".<BR>Кардинальный метод "излечения" после отпуска - отсутствие отпуска. "В туристических фирмах отпусков вообще не бывает, если не считать рекламных туров, - категоричен директор центра "Сигнум" Александр Новиков. - Я сам последний раз отдыхал всего 5 дней 4 года назад". <BR>"Я склонен к хирургическим методам, - признался генеральный директор агентства "Изумруд" Алексей Изоитко. - Нужно объявить подбор персонала на соседнее место - с намеком, что данный сотрудник вскоре тоже может оказаться не у дел. Или пообещать, что в следующий отпуск он отправится в январе. Без содержания".<BR><BR><BR><B>Важен понедельник</B><BR>У сторонников мягких мер по возвращению отпускников в рабочее состояние есть свои аргументы. "Отпуск - это стресс: сильное эмоциональное переживание, неважно, положительной или отрицательной природы", - говорит доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, консультант по организационному развитию Сергей Файбушевич. И задача коллег и линейных менеджеров, на которых чаще всего ложится "проблема отпускников", - помочь отдохнувшему "безболезненно" войти в рабочий график.<BR>"Как правило, на третий день сотрудник самостоятельно приходит в норму, - говорит Сергей Сергеев, и.о. заместителя генерального директора по персоналу ОАО Машиностроительный завод "Арсенал". - Поэтому в первые 2 дня я не даю ему много поручений сразу. Лучше дать несколько, но очень конкретных и понятных. Человек быстро и легко их выполняет и параллельно втягивается в рабочий ритм".<BR>"Важно, чтобы сотрудник возвращался из отпуска в понедельник. Он должен войти в общий ритм, который, как известно, задается в первый рабочий день. Среди недели гораздо сложнее вписаться в общий рабочий настрой, - считает генеральный директор ЗАО "Строймонтаж-Петербург" Артур Кириленко. - Ни в коем случае нельзя давать время на "плавное вхождение" в работу. Отдых заканчивается с последним днем отпуска". Важную роль играет продолжительность отпуска. Считается оптимальным, когда отдых разбивается на две части: 2 недели - летом, 2 - зимой. "Это нормальная мировая практика, позволяющая человеку хорошо отдохнуть, не отрываясь надолго от дел фирмы, - продолжает Артур Кириленко. - В нашей компании отпуска планируются таким образом, чтобы они совпадали с циклом окончания какого-либо важного технологического процесса. Из отпуска человек приходит к началу нового проекта. Это позволяет сразу включиться в работу, и не возникает необходимости что-то догонять, наверстывать. Кроме того, в нашей фирме существует традиция "передачи эстафеты". Сотрудник, уходящий в отпуск, передает всю информацию о своих текущих делах коллеге. Когда возвращается - легко включается в работу, приняв эстафету".<BR><BR><B>Контроль</B><BR>Выходить из отпуска надо еще до отпуска. Например, спланировать заранее дела первой рабочей недели. Как считает Сергей Файбушевич, в приведении сотрудника "в рабочее состояние" существуют два важных аспекта. "Информационный аспект: человека нужно ввести в курс дела, скорректировать его цели и задачи. Психологический аспект: человек обязательно должен выплеснуть эмоции, рассказать о том, как отдохнул, - отработанная эмоция меньше мешает, - говорит консультант. - Обычно на адаптацию после отпуска уходит неделя, и в этот период человека нужно чаще контролировать, но при этом проявлять больше снисходительности. А ключевым фактором я бы назвал ответственность: ее осознание приводит к более быстрой адаптации. Поэтому важно лишний раз подчеркнуть значимость поручаемых сотруднику заданий".<BR>"Если в организации существует рабочий ритм, то ничего специального делать не надо: когда человек находится в рамках рабочей атмосферы, он естественным путем включается в дело. Проблемы возникают, если в организации нет рабочего ритма, нет понятных процедур, если внешняя среда заставляет человека работать в собственном режиме, у него нет четких заданий, - считает директор Центра социального и психологического консультирования Евгений Креславский. - Я, как руководитель, не даю никаких поблажек вышедшим из отпуска сотрудникам. Наоборот, имеет смысл увеличить нагрузку - после отдыха у человека должно быть много энергии. Другое дело, что может понадобиться больше времени на вхождение в ситуацию, если она изменилась. Поэтому в первый день сотруднику нужно дать точные задания, параметры их контроля и оценки - чтобы человек знал, что его ожидает: это позволит ему быстрее адаптироваться".