00:0031 июля 200000:00
7просмотров
00:0031 июля 2000
Пока в стране не появился настоящий арт-рынок, самое время вкладывать деньги в холсты.
<BR><BR>Пока в стране не появился настоящий арт-рынок, самое время вкладывать деньги в холсты. <BR>Через год-другой будет поздно: цены взлетят как минимум в 2 раза. <BR><BR><B>Машина времени</B><BR>Еще в конце ХIХ века художественный рынок функционировал точно так же, как любой рынок редкостей: ограниченное количество ценных вещей определяло спрос. Это было связано с тем, что до ХХ века в основном коллекционировалось старое искусство. Поэтому главным фигурантом бизнеса являлся эксперт, то есть специалист по прошлому. В ХХ веке художественные эпохи стали сменять друг друга с головокружительной быстротой - сегодня они уже обновляются каждые 4-6 лет. Это привело к появлению новой профессии галериста, увеличило рентабельность бизнеса и сделало процесс коллекционирования более прибыльным.<BR>После второй мировой войны начали открываться музеи современного искусства, которые окончательно упростили отношения между сегодняшним и завтрашним днем, фактически определяя, что попадет в будущее, а что нет.<BR>Наконец в кухню современного арт-рынка вмешался Интернет, претендующий на связующее звено между всеми участниками процесса. <BR><BR><B>Золотой ключик </B><BR>"Главные участники первичного рынка - галеристы и художники, картинами занимается вторичный рынок, который представляют в основном аукционы, - рассказывает галерист Марат Гельман. - Вторичного рынка в России сегодня нет, поэтому и галереи работают не очень эффективно: сомнения клиента в том, сможет ли он продать свою коллекцию, является существенным препятствием к покупке. Скоро мы с группой инвесторов собираемся создать фонд ликвидности искусства, который примерно через год начнет формировать цены. Главной его функцией будет скупка всех лучших работ, если они продаются по заниженной цене. После этого цены возрастут примерно в 2 раза".<BR>По мнению Марата Гельмана, общемировая тенденция заключается в том, что арт-рынок постепенно начинает функционировать по принципу рынка ценных бумаг. Вкладывая деньги в картины, коллекционер заботится об имидже и благополучии художника или галериста, являющихся залогом ценности "акций". Таким образом, мир постепенно пронизывается невидимой системой взаимопомощи, кровно заинтересованной в силе искусства.<BR><BR><B>Утечка мозгов</B><BR>По словам директора галереи "Борей" Татьяны Пономаренко, современное искусство не пользуется спросом среди жителей Петербурга: "В основном мы продаем работы наших художников эмигрантам, уехавшим из России". При этом многие раскрученные художники предпочитают пользоваться услугами западных дилеров или московских галерей: в Петербурге не продать картину дороже, чем за $3 тыс. И если на сегодняшний момент емкость российского (читай московского) арт-рынка равняется $4-7 млн, то петербургская доля не превышает 10%.<BR>В то же время, по мнению галеристов, Петербург постепенно становится основным источником российских "природных ресурсов". Если учесть, что в стране около 5 тысяч активно действующих художников, то треть их приходится на Северную столицу.<BR><BR><B>Среда обитания</B><BR>Самой важной фигурой, расставляющей статусы в Петербурге и формирующей конъюнктуру, является руководитель отдела новейших течений искусства Русского музея Александр Боровский. Однако и конъюнктурные, и не попавшие в эту категорию художественные произведения не становятся объектами местного арт-рынка. "Прежде всего нужно создать информационную среду для соединения интересов авторов, владельцев галерей, других деятелей искусства с потенциальными меценатами и покупателями", - уверен Сергей Локтаев, председатель правления ОАО "Инвестиционный ТЕХНОХИМБАНК" (его коллекция насчитывает 250 картин). <BR><BR><B>Интерьерное решение</B><BR>Искусство - самый неликвидный товар, утверждают банковские аудиторы и страховщики. Однако, не имея статуса финансового инструмента в России, искусство может продавать себя с помощью других аргументов. В частности, для создания имиджа надежности и респектабельности многие крупные корпорации украшают свои офисы художественными произведениями. Правда, во время кризиса многим обладателям коллекций пришлось от них избавиться, как это сделал, например, АКБ "СБС-Агро".<BR>По словам Ларисы Коношенок, менеджера по рекламе и PR петербургского представительства ОАО "Альфа-банк", художественные интерьеры компаний могут быть только следствием сверхприбылей: интерьерную задачу нужно решать более экономичными способами.<BR><BR>Happy end<BR>Пожалуй, самое практичное свойство искусства связано с переходом человека на новую социальную ступень. Это пришло из Америки, где изначально не было элиты и не сразу получила распространение европейская модель повышения статуса (в Европе иерархическим инструментом являются университеты, куда разбогатевшие родители отправляют своих детей, в Америке - попечительские советы при музеях современных искусств). Самая нашумевшая американская история связана с нефтяным магнатом Гетти, которого не принимали в сообществе бизнес-королей. Когда богач подарил одному из музеев $4 млн, его начали приглашать на попечительские обеды, на которых присутствовал сам Рокфеллер. "Подобную историю я пытался адаптировать в 1996 году, - рассказывает Марат Гельман, - когда во время выборов многие кандидаты в депутаты законодательных собраний всех уголков России столкнулись с различными препонами со стороны администрации. Тогда мы убедили кандидатов купить картины и передать их в дар музеям, после чего последовали благодарственные обеды, в которых участвовал и мэр. В результате почти все клиенты решили какие-то свои проблемы, мы же продали 58 работ в рекордный срок". <BR>И конечно же самым важным мотивом общения с прекрасным остается вечность, которую в России обрели Третьяков, Щукин и Морозов, а на Западе - сотни олигархов, "застолбивших" место под солнцем современного искусства. (Н.У.)