Продавцы приключений ищут экстремальные идеи

Туристы спрыгивают с парашютом и оказываются среди ледниковых обломков.

<BR><BR>Туристы спрыгивают с парашютом и оказываются среди ледниковых обломков. <BR>Раздается свисток, мячик выскальзывает из рук одного из них, и на Северном полюсе начинается футбольный турнир. Ровно через 90 минут игра заканчивается. Участники поднимаются по трапу ледокола и - по законам жанра - отправляются в обратный путь. <BR>Принять участие в подобном приключении пожелала лишь четверка отважных. Запланированное путешествие предусматривает 10 участников, каждый из которых должен заплатить за небывалые ощущения $12.000.<BR><BR><B>Всплеск эмоций</B><BR>"Приключения, подобные турниру на Северном полюсе, мы предлагали в основном до кризиса, работая преимущественно на западных корпорантов, - вспоминает генеральный директор петербургского туристического агентства "Синдбад трэвел" Рашид Велемеев. - Сегодня экстремальные поступки мы совершаем самостоятельно. Например, в этом году с друзьями собираемся в Норвегию, наблюдать жизнь китов. Я считаю, что в дальнейшем туроператоры будут выполнять роль консультантов для "независимых" туристов, количество которых увеличивается. Общество становится все более технократичным. А технократам необходим выплеск эмоций". <BR>В Петербурге под "экстримом" понимается рафтинг (то есть сплав по реке на каноэ или байдарках), трэкинг (пешие походы), альпинизм и аквалангизм. Как правило, поклонники такого вида активного отдыха рассчитывают на естественные непредвиденные трудности, которые непременно дадут о себе знать даже на самом "шелковом" пути. В среднем по городу подобные туры оцениваются в $100 (до 5 дней), $170 (до 10 дней). Говорить о конкуренции в этом сегменте рынка в Петербурге еще рано. По исследованиям "ДП", на местном рынке примерно 10 туристических компаний предлагают экстремальные ощущения, и только около 700 человек в год пользуется их услугами.<BR><BR><B>Научный подход</B><BR>По словам Максима Пузанкова, директора по продажам и маркетингу петербургского представительства американской компании "Специальные экспедиции", на "экстремальный тур стоимостью от $2 тыс. до $7 тыс. в состоянии потратиться примерно 50 тысяч петербуржцев. Из них 15-20 тысяч интересуются нестандартным времяпрепровождением". Для них "Специальные экспедиции" проводят так называемые научно-исследовательские туры, в которых принимают участие и ученые. Они вместе с туристами исследуют окрестности Антарктиды, Галапагосских островов и других экзотических мест, изучая жизнь пингвинов, игуан, морских котиков или местных жителей. <BR>Среди нестандартных направлений российского туристического бизнеса появилось еще одно - эзотерический туризм. Его объектом стал ежегодный августовский слет колдунов на Алтае. Коммерческий директор "Компании приключенческого туризма "Мамонт-эКстрем" Максим Сысоев считает перспективной областью для развития подобного туризма Карелию, где инсценируются "языческие праздники". Но самым почитаемым местом среди паломников всего мира считается Непал. Для того чтобы зарядиться "светлой энергией, очистить свою карму в святых реках на семь поколений вперед и обнаружить всю бренность обыденной жизни", в эту страну стекаются тысячи туристов - в первую очередь крупных бизнесменов, среди которых немало и российских.<BR><BR><B>Необитаемый остров </B><BR>От детского экстремального туризма большинство фирм предпочитает отказываться: слишком велик риск. Однако именно здесь открываются большие возможности - то, что показалось бы взрослому незамысловатой игрой, превращается для детей в "безвыходные ситуации". К примеру, переход вброд стремительного потока, когда безопасное место, известное инструктору, находится всего в нескольких метрах. <BR>Как поведала корреспонденту "ДП" инструктор компании "Коллекция приключений" Мария Малова, в "детской" коллекции фирмы есть такие приключения, как "Веселые байкеры" (на горных велосипедах по горным тропам), "Оазис в пустыне" (маленькой, но песочной), "Водная Одиссея" (по местам боевой славы Одиссея - на катамаранах), "Робинзонада" и другие. <BR>Одно из путешествий, например, связано с изучением искусства выживания на необитаемом острове. Сначала дети (от 7 лет!) учатся в лагере самостоятельной жизни: строят шалаши, делают посуду из глины, рубят дрова и обучаются распознавать съедобную травку. Набор различных правил, которые устанавливают "Пятницы", превращает всю процедуру в аттракцион. Так, с собой на остров нужно взять пять обязательных вещей, дополнительно можно заказать различные бедствия (мокрая одежда), сюрпризы (в виде, например, банана на березе) и т.д. <BR>Такие туры стоимостью в среднем $220 рассчитаны преимущественно на людей среднего уровня достатка, которые, равно как и их дети, устали от пляжной жизни. <BR><BR><B>Сухим из воды </B><BR>"Качество сервиса - это главное. Речь идет прежде всего о необходимости обеспечить туристу-экстремалу должную безопасность, - считает Максим Сысоев. - Впрочем, этот недостаток с лихвой компенсируется долей натуральности, которая тоже кое-чего стоит. По крайней мере за $50 в день люди готовы рискнуть". Некоторые отечественные туристические компании уже сумели подогнать свои цены к западным - $100-150 в день. "Ручной труд" в России ценится дороже, чем в некоторых странах. Если профессиональное вмешательство портера (носильщика) в Непале стоит $7, а в Чили - $1 в день, то аналогичные услуги в нашей стране приравниваются к $12-15. Столько же стоит сопровождение егеря на Кольском полуострове. <BR>Профессионалы уверяют, что при развитом сервисе можно добиться более высокой степени экстремальности. Хотя, как показывает практика, даже на Западе, где за каждым кустом национального парка сидит замаскированный спасатель, а за каждым углом туриста подстерегает "горячая собака" (в виде хот-дога), путешествие иногда заканчивается трагически. Известен случай, когда в одном из африканских заповедников туриста растерзали дикие звери. Тем не менее желающих отправиться "на съедение" туристическим агентствам меньше не становится. <BR><BR><B>Нужны идеи</B><BR>Перспективы петербургского рынка экстремального туризма оцениваются специалистами по-разному. Например, исполнительный директор туристического агентства "ЛенАльпТурс" Елена Арцюх уверена: "Как правило, настоящие экстремалы не обращаются к туроператорам". У директора петербургского Дома юных мастеров "Адмирал" Александра Михайлова другое мнение: "Эта услуга обязательно будет востребована. Сегодняшнее затишье связано с малоплатежностью населения и отсутствием экстремальных идей. Пока я не знаю в этой области талантливых маркетологов. Трудно найти то, что могло бы превратиться в настоящее приключение, в захватывающий длительный процесс".(Н.У.)