Российские судостроители вооружают

Строительством кораблей для военно-морских сил иностранных государств загружено более половины мощностей судостроительных предприятий России.

<BR><BR>Строительством кораблей для военно-морских сил иностранных государств загружено более половины мощностей судостроительных предприятий России. <BR>Именно экспортные заказы обеспечили основной рост производства в судостроении в 1999 году. На российских верфях делают эсминцы для Китая, фрегаты для Индии, десантные корабли для Греции, ракетные катера для Вьетнама, дизель-электрические подводные лодки для Индии и Китая. <BR>Большую часть военных заказов выполняют судозаводы и верфи Петербурга. Здесь приоритет также отдается зарубежным заказам.<BR><BR><B>Все - за границу</B><BR>На прошедшем в июне Петербургском экономическом форуме генеральный директор Российского агентства по судостроению Владимир Поспелов привел нелестные для судостроителей России сравнения. Он констатировал, что, например, в мае 2000 года петербургские судозаводы спустили на воду второй фрегат и заложили корпус третьего для Индии (Балтийский завод), а также был заложен десантный корабль для Греции (судостроительная фирма "Алмаз"). <BR>За это же время вклад судостроителей в укрепление национальной обороны ограничился спуском на воду двух небольших судов. Малый сторожевой корабль для Федеральной пограничной службы сошел со стапелей "Алмаза", и небольшой траловый корабль, заложенный еще 7 лет назад, ушел с верфи Средне-Невского судостроительного завода.<BR>"Мы фактически помогаем нашим братьям по оружию, используя тот десятилетний потенциал, который был накоплен за 90-е годы, - подчеркнул Владимир Поспелов. Но тут же уточнил: - Естественно, мы считаем, что необходимо развивать экспортное направление и на перспективу, так как увеличения гособоронзаказа не ожидается".<BR>А директорам судозаводов столичный чиновник напомнил, что до 2010 года им предстоит произвести "практически 100%-ное обновление всей активной части основных производственных фондов предприятий, вошедших в ядро оборонно-промышленного комплекса судостроительной промышленности". К петербургским заводам это имеет самое прямое отношение.<BR>В первую очередь обновление фондов касается крупных предприятий: Адмиралтейских верфей, Балтийского завода и судозавода "Северная верфь". Однако необходимо это и небольшим судозаводам, также выполняющим военные заказы: судостроительной фирме "Алмаз" и Средне-Невскому судостроительному заводу. Последний - единственное в России предприятие, специализирующееся на строительстве минных тральщиков.<BR>Однако Балтийский завод, "Северная верфь" и "Алмаз" - акционерные предприятия, и в обновлении их фондов заинтересованы акционеры. Так, первый намерен в 2000 году потратить $35 млн на крупномасштабную реконструкцию. А "Северная верфь" уже вложила $10 млн в ремонт корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства.<BR>А вот кто должен вкладывать средства в модернизацию Адмиралтейских верфей и Средне-Невского завода, пока непонятно. <BR><BR>Последний триумф "Адмирала"<BR>Обновлять судозаводам в ближайшие 2-3 года придется не только фонды, но и технологии. И это в первую очередь касается производителей дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). В Петербурге это Адмиралтейские верфи.<BR>"Если в ближайшие годы мы не перестроим работу по производству дизельных подводных лодок с точки зрения создания основных силовых установок (я говорю о лодках с электрохимическим генератором), то нам конкурировать будет очень тяжело", - сказал Владимир Поспелов. Основным соперником российских верфей, по его словам, являются немецкие.<BR>Это особенно актуально для Адмиралтейских верфей, поскольку сейчас они строят две ДЭПЛ 4-го поколения проекта 677 "Лада". Одна лодка, названная "Санкт-Петербург", предназначена для ВМФ России. Строительство ее должно завершиться в 2001 году. Вторая субмарина, "Амур", делается для потенциального зарубежного заказчика. Специалисты надеются, что им будет Индия. <BR>19 июля, в день сдачи индийским военным лодки 3-го поколения "кило" (проект 877 ЭКМ), для них также была организована презентация "лады". Правда, прошла она не на Адмиралтейских верфях, а в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин", которое является автором проекта обеих ДЭПЛ.<BR>Отличие сданной позавчера десятой лодки от предыдущих, поставленных как за рубеж, так и Российскому (Советскому) флоту, - в новейшей системе вооружения. Отличие этой серии - в оснащении ракетным комплексом вертикального старта "клаб", который был разработан в ОКБ "Новатор" (Екатеринбург) специально для подводной лодки, строящейся по заказу Индии. Он состоит из восьми крылатых ракет с дальностью стрельбы до 220 км и с отделяемой сверхзвуковой боевой ступенью.<BR>Адмиралтейские верфи кроме строительства двух новых лодок ремонтируют для Индии две дизель-электрические подводные лодки класса "кило".<BR>Однако этот заказ у верфей последний. Во всяком случае, пока. Предложение на ремонт такой же лодки, предназначенной для продажи ВМС Китая, скорее всего, получит ГМП "Завод "Звезда". Во всяком случае, именно такое решение было принято месяц назад на совещании у первого вице-премьера Правительства РФ Ильи Клебанова.<BR><BR><B>Носитель технологий</B><BR>Основным заказчиком петербургских судозаводов является Индия. По данным ФГУП "ГК "Росвооружение", "морские" военные заказы составляют 65% от общего объема контрактов на поставку вооружения в Индию. Это более $2,3 млрд. Крупнейшие из них выполняют опять же петербургские предприятия. Три фрегата для Индии общей стоимостью около $1 млрд строит ОАО "Балтийский завод". По заказу индийских ВМС строится новый усовершенствованный корабль (проекта 11356), на котором, как и на подводной лодке, будет установлен комплекс "клаб".<BR>"Главная задача - сдача первого корабля на полгода раньше", - сказал в беседе с корреспондентом "ДП" генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский накануне визита в Петербург индийской военной делегации. На этом настаивают индийские заказчики. Он также отметил, что фрегат строится с 4-месячным опережением сроков, однако нет гарантии, что его удастся ускорить еще на 2 месяца. Это связано и с поставкой на корабль нового ракетного комплекса.<BR>Не исключено, что иностранному заказчику придется уступить. Индийские военные моряки, по данным Олега Шуляковского, хотели бы продолжить сотрудничество с российскими судостроителями. Для последних это не только "живая" валюта и загрузка мощностей, но и возможность сохранить технологии, что особенно актуально в свете высказываний руководителя Российского агентства по судостроению, сделанных на экономическом форуме.<BR>