В Петербурге дефицит маленьких офисов

Магазины, офисы и склады расхватывают, не особенно разбираясь. Причем клиентам почти безразлично, приобретать недвижимость в собственность или арендовать. В среднем цены на помещения, пригодные для бизнеса, за год вырос-ли на 13% (II квартал 2000 года к I

<BR><BR>Магазины, офисы и склады расхватывают, не особенно разбираясь. Причем клиентам почти безразлично, приобретать недвижимость в собственность или арендовать. В среднем цены на помещения, пригодные для бизнеса, за год вырос-ли на 13% (II квартал 2000 года к II кварталу 1999 года).<BR>Такого ажиотажа в Петербурге не было, пожалуй, ни разу с начала рыночных реформ. Продавцы недвижимости и риэлтеры удивленно разводят руками: "Скоро не останется ни одного свободного помещения. Клиент готов посмотреть даже полузатопленный подвал, надеясь приспособить его под обувную мастерскую или склад, особенно если этот подвал находится в центральной части города".<BR><BR><B>Склад вышел в фавориты</B><BR>Наибольшим спросом весной и в начале лета стали пользоваться небольшие, до 500 м2, помещения производственно-складского назначения.<BR>Предложение таких "малюток" более всего отстает от спроса (см. графики). Это объясняется тем, что, во-первых, крупные промышленные предприятия увеличивают выпуск и самостоятельно используют свои площади. Во-вторых, сложностью инженерных коммуникаций и прочих технических требований к помещению под конкретное производство. Спрос на них сформирован в основном торговыми предприятиями.<BR>В центре города существует потребность в небольших полуподвалах.<BR>По мнению участников рынка, наблюдается дефицит складских помещений в черте города площадью до 500 м2, и возможно, что цены на них будут расти более высокими темпами, чем на продажу офисных помещений.<BR><BR><B>Офисные помещения</B><BR>Структура сделок по сравнению с прошлым годом практически не изменилась: примерно 40% приходится на аренду, 60% - на продажу.<BR>В отношении офисов картина обратная: большинство таких помещений в Петербурге арендуют.<BR>По словам руководителя отдела коммерческой недвижимости ЗАО "Бекар" Александра Жукова, "существует неудовлетворенный спрос на аренду офисных помещений площадью от 15 до 50 м2. При этом с начала этого года появились покупатели, которых интересуют большие офисы на 400-500 м2".<BR>Основной источник расширения объемов офисного пространства - реконструкция и переоборудование административных зданий, принадлежащих петербургским предприятиям. Медлительность руководителей крупных структур, владеющих такими зданиями, в данном случае играет на руку и владельцам и риэлтерам: решения о привлечении профессиональных управляющих даются промышленникам нелегко, зато отменяют они их неохотно. <BR><BR><BR><B>Торговые помещения</B><BR>Зато торговые площади в центре города, о которых мечтали до кризиса крупные фирмы, свою привлекательность утратили из-за непомерно высоких цен. В этом году, по данным корпорации "Петербургская недвижимость", происходит перемещение спроса на торговые помещения в спальных районах. Предприниматели наконец осознали, что потребитель хочет покупать насущные вещи возле дома, а не переплачивать за них в центральных супермаркетах.<BR>Кроме того, в спальных районах у торговцев пока еще есть выбор вполне сносных помещений. Кризис "выгнал" из бизнеса неудачливых предпринимателей, которые получили площади в период приватизации почти даром, но сделать торговлю прибыльной так и не сумели. <BR>Нынешние арендаторы уже не так падки на любое торговое помещение. "Они хотят использовать его 2-3 месяца и посмотреть, как пойдет дело", - поясняет Александр Жуков.<BR><BR><BR><B>"Бычий" рынок</B><BR>Неравномерный рост цен на разные категории коммерческой недвижимости (см. диаграммы) объясняется разной скоростью реагирования секторов рынка на происходящие изменения. Наиболее динамичен сектор торговых помещений, поэтому там и происходит бурный рост цен.<BR>"Есть два мотива приобрести недвижимость, - говорит начальник экспертно-аналитического отдела ГУ ГУИОН Владимир Жуковский, - первый - для бизнеса, второй - для инвестиций. Последнее время инвестиционная составляющая стала более весомой, что привело к некоторому изменению соотношения между арендой и покупкой".<BR>Таким образом, покупатель не только решает проблему с помещением для ведения бизнеса, но и может рассчитывать на получение дохода с вложенного в недвижимость капитала.<BR>По данным Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости (ГУИОН), средние цены продаж составляют 49-70% от докризисного уровня, для аренды - 50-66%. При этом нижняя граница характерна для офисов и промышленно-складских помещений, а верхняя для торговли.<BR>К середине сентября риэлтеры рассчитывают на появление новых покупателей, которые своей активностью вызовут очередной подъем цен: 55-79% для аренды и 57-82% для продаж от докризисного уровня.