Маленькие машины для большого бизнеса

Машинки, на первый взгляд, - это всего лишь игра, пригодная только для детей младшего школьного возраста.

<BR><BR>Машинки, на первый взгляд, - это всего лишь игра, пригодная только для детей младшего школьного возраста.<BR>На самом деле производство и продажа автомобилей в миниатюре - большой и вполне взрослый бизнес. Зрелый потребитель, взявший курс на приумножение личного мини-автопарка, заткнет за пояс батальон юных "автомобилистов".<BR>Рассказывают, что особо заядлые и состоятельные специально покупают теще квартиру, чтобы освободить еще одну комнату для любимых машинок, кораблей и самолетов, постепенно превращая квартиру в музей. Официальных рекордов среди коллекционеров автомобильчиков не регистрируется, но, говорят, один из петербуржцев владеет автопарком, который насчитывает более 6000 моделей.<BR>Именно подобные фанаты обеспечивают основной оборот автомодельного бизнеса. По разным оценкам, емкость этого рынка в Петербурге колеблется от $150 тыс. до $300 тыс. в месяц. <BR><BR>КАМАЗ покупает "КАМАЗ"<BR>Главное, что отличает модель автомобиля от обычной игрушки, - наличие на упаковке значка масштаба. Самый распространенный из них - 1/43, таким образом, длина стандартной "легковушки" - примерно 10 см.<BR>Автомодельная индустрия начала активно развиваться с послевоенных лет, когда возобновился выпуск мирных игрушек. Говорят, изначально изготовители маленьких машинок рассчитывали на малолетних потребителей, но вскоре выяснилось, что модельки понравилось собирать их родителям.<BR>В Петербурге модельным бизнесом занимается около полутора десятка компаний. Полдюжины из них не только реализуют на рынке ввезенные из-за границы седаны, автобусы, кабриолеты и грузовики, но и самостоятельно занимаются производством.<BR>По оценкам, примерно 2/3 местного рынка занимает импорт.<BR>Самый крупный местный производитель моделей - ООО НПФ ЛОМО-АВМ", бывшее подразделение ЛОМО. Сейчас с "конвейера" этого предприятия сходит около 40 типов машин по 500-600 штук в месяц. Самая популярная модель, как ни странно, - пожарная машина с выдвижной лестницей "ПЭЛ-30".<BR>Особенно хорошо ее покупают иностранцы. В средней розничной точке эта красная машина стоит $9-10, а у торговцев в районе храма Спаса-на-Крови - $15.<BR>"Сейчас у нас разработано еще около 60 перспективных моделей. Но для их запуска в производство нет денег. Оснастка для производства новой модели стоит минимум $10 тыс.", - утверждает директор фирмы Александр Коган. <BR>Но самыми лакомыми клиентами для изготовителей машинок являются не собиратели или иностранцы, а автозаводы. Производители больших машин, как правило, заказывают сразу несколько сотен мини-автомобилей, естественно - своих: Павловский автозавод закупает "пазики", КАМАЗ - "Оку" и "КАМАЗы" и т.д. <BR>В среде моделепроизводителей ходит легенда о том, как незадолго до кризиса некая фирма взяла в АвтоВАЗбанке кредит на $150 тыс. для выпуска модели "ВАЗ-2110". Но банк разорился, деньги пропали, а модель так и не была выпущена.<BR><BR>Огонь!<BR>Маленькие автомобильчики в основном делают из металла. Пластмасса используется только для сборных моделей, которые необходимо самостоятельно склеивать и раскрашивать. К примеру, фирма "Скейл" занимается выпуском сборного "ГАЗ-66", состоящего из 180 деталей.<BR>Особняком на рынке моделей стоит ЗАО "Феодоровский завод А.В.". Эта компания выпускает не автомобили, а старинные пушки и мортиры в масштабе 1:6, 1:8 и 1:10. При этом все модели - действующие, то есть стреляющие.<BR>"В основном пушки заказывают мужчины-бизнесмены как подарок партнерам или друзьям", - заметил генеральный директор "Феодоровского завода" Владимир Архипов.<BR><BR>"Малотиражки"<BR>В отличие от настоящих машин, точного учета количества выпущенных маленьких автомобилей не ведется.<BR>Известно лишь, что западные производители в основном выпускают модели тиражом 25-35 тыс. штук.<BR>В то же время местные компании ориентируются на 5-тысячный тираж. Этого числа машин хватает на удовлетворение спроса коллекционеров. Затем их интерес, а соответственно, и цены на модель падают. Цены могут понизиться до 5 раз.<BR>В результате срок "рентабельной жизни" обычной модели ограничивается всего 1 годом.<BR>Чтобы не упустить момент, производители "масштабной" техники целенаправленно охотятся за новыми разработками "братьев своих больших".<BR>Нередки случаи, когда выпуск модели начинается еще до запуска в серию настоящей машины. Например, модель истребителя МИГ-37В появилась на мировом рынке раньше, чем законспирированное КБ в России смогло довести работу по конструированию самолета до конца.<BR>Правда, есть машины-долгожители. Например, во всем мире до сих пор популярны модели немецких танков времен второй мировой войны.<BR>"Коллекционерам очень нравится дизайн немецких машин. Тем более что на вооружении германской армии было много различных видов бронетехники", - говорит генеральный директор ООО "Скейл" Сергей Гришин.<BR>Говорят, японские инженеры в свое время специально приезжали в московский музей бронетехники (японцы считаются лучшими спецами в деле выпуска мини-танков) для всестороннего изучения Т-34: измеряли углы наклона брони, угол поворота пушки и прочие хитрости грозной машины.<BR><BR><B>Автолюбители</B><BR>По приблизительным оценкам, собиранием машинок в Петербурге серьезно увлекается около 10 тыс. человек. Стоит заметить, что все коллекционеры отличаются друг от друга прежде всего по масштабу: к примеру, те, кто собирает машинки 1:43, игнорируют прочие масштабы (1:10, 1:18, 1:24, 1:87 и т.д.).<BR>Высшим пилотажем считается, когда моделист при помощи макетов деревьев, солдатиков, холмов, мостов создает диорамы. Это изображения реальных исторических событий - танковых сражений, парадов, техосмотра или последний день квартала на танкостроительном заводе.<BR>Если сейчас модели можно купить практически во всех крупных игрушечных и сувенирных магазинах, то в 1970-1980-х годах культовым местом для коллекционеров был один из торговых залов ДЛТ. Несколько десятков особо увлеченных игрой в машинки взрослых дядь каждый вечер приезжали сюда, чтобы выспросить у продавщиц информацию о сроках "завоза" и наличия "под прилавком" эксклюзивных моделей.<BR>Ради эксклюзива настоящий мини-автолюбитель готов на все. Так, грузовик "БЕЛАЗ", выпущенный в конце 1980-х экспериментальной партией 10 штук, в 1998 году был продан за $1,5 тыс.