00:0005 июля 200000:00
30просмотров
00:0005 июля 2000
Web-дизайн в Петербурге на подъеме. Количество компаний и их клиентов в этом секторе бизнеса растет, как на дрожжах.
<BR><BR>Web-дизайн в Петербурге на подъеме. Количество компаний и их клиентов в этом секторе бизнеса растет, как на дрожжах. <BR>Как следствие, на новый рынок хлынули кустари-одиночки, вызвав общее падение расценок. Первопроходцы не скрывают раздражения: демпинг новичков подрывает заработки профессионалов и сдерживает рост рынка.<BR>Началом становления рынка web-дизайна можно считать 1998 год. Собственно, большинство петербургских студий юридически зарегистрировались в это время. Некоторые до того пару лет занимались оказанием дизайнерских услуг в Интернете частным образом без регистрации этой деятельности как бизнеса.<BR>Кризис 1998 года сказался двояко: с одной стороны, "убил" дорогих клиентов, что отражается и по сей день, а с другой - привлек новых. <BR>"Денег, естественно, стало меньше. Как и в других областях бизнеса, кризис начал сказываться только сейчас. Если раньше клиент спокойно платил $2000, не задумываясь, то теперь ориентируется на меньшую цену и просит подробно расписать стоимость", - комментирует Александр Свешников, ведущий дизайнер отдела web-серверов ООО "Ingress Communications" (неформальное название - A.V. Design).<BR>"В последнее время поток клиентов увеличился. Пик пришелся на послекризисный период. Вероятно, фирмы ищут дешевый способ рекламы", - говорит web-мастер студии "Агат", представившийся Георгием.<BR> "По сравнению с 1999 годом число ищущих подходящего себе дизайнера клиентов выросло в 3 раза, а уровень цен упал на 50-70%", - оценивает ситуацию Анатолий Богданов, заместитель директора web-студии ООО "Сорикс".<BR>Все респонденты, опрошенные ИАГ Giraffe, отмечают, что немалую роль в падении цен сыграли "домашние" дизайнеры, перебивающие клиента у официально работающих предприятий.<BR><BR><B>Народу и патрициям</B><BR>В Петербурге, по данным ИАГ Giraffe, около 30 студий. Их можно разделить на элитарные и массовые. Первые работают на крупных российских заказчиков и заграницу. Вторые ориентированы на средний и малый бизнес. Студия, независимо от категории, к которой она относится, выпускает в свет два-пять проектов в месяц. Что интересно, при этом спрос на рынке не стыкуется с предложением. <BR>По мнению Михаила Мельникова, главного дизайнера студии "Черри-дизайн", рынок делится на два типа заказчиков: готовых отдать за сайт до $300 и более $1000. Причем первых больше. В середине же, между этими двумя ценовыми границами, образовалась пустота (см. таблицу стоимости разработки сайта). <BR>Порог рентабельности проекта лежит обычно выше $300, что отпугивает значительную часть потенциальных клиентов. Большинство web-студий бьется над снижением издержек, чтобы уменьшить нижнюю ценовую планку стоимости своих работ и выйти на "малообеспеченного" клиента. Поэтому менеджер по маркетингу и продвижению студии - большая редкость в "виртуальной реальности".<BR><BR><B>Всяко-разно</B><BR>По месту приписки студии разделяются на самостоятельные, провайдерские и структуры, аффилированные при предприятиях для решения специальных задач.<BR>Пример студий третьего типа - web-студия при предприятии Сергея Прянишникова, занимающаяся созданием сайтов и баннеров, рекламирующих в Сети продукцию его фирмы SP Company SPb. Студии этого типа не создают конкуренции бизнесу web-дизайнеров, являясь закрытыми предприятиями, общающимися только со своим "родителем" и его партнерами.<BR>Напротив, дизайн-центры при провайдерах такими конкурентами для web-студий являются. О них большинство независимых студий отзываются нелестно.<BR>"Большинство подключающихся у провайдеров, когда им приспичит сделать себе сайт, идут именно к ним. Поэтому именно там часто уровень качества - халтура, поставленная на поток", - категоричен ведущий дизайнер Ingress Communications Александр Свешников.<BR>А Михаил Мельников считает, что студии при провайдерах - "кузница кадров" для самостоятельных дизайнерских фирм. "Большинство провайдеров не могут позволить себе нанять профессионального дизайнера и берут человека, который не имеет опыта в web-дизайне, а только в обычном дизайне. Как правило, до этого он занимался полиграфией. И в случае, если этот человек действительно сообразителен и у него начинает все получатся, то может произойти так, что он уйдет в профессиональную студию или даже решит организовать свою", - говорит он.<BR><BR><B>Мало-помалу</B><BR>Web-дизайн - типичный малый бизнес. Среднее число работающих - от 3 до 5 человек. На большие проекты обычно привлекают до 10 человек на договорной основе.<BR>Время гениальных одиночек уже прошло, и количество специалистов для нормальной работы web-студии исчисляется хотя бы 3 единицами: дизайнер, программист и кодировщик.<BR>"Сложность проектов не позволяет качественно и в срок выполнить работу силами только web-дизайнеров.<BR>Сейчас в наших работах дизайн по объему не превышает 30% всех задач. А в Интернет-магазинах и того меньше", - комментирует Станислав Ким, менеджер по маркетингу фирмы Alee e-commerce solutions.<BR>Специализация игроков виртуального рынка еще впереди. Около 70% петербургских студий стараются предоставить клиенту "в одном флаконе" и дизайн, и размещение (хостинг) и продвижение сайта. Причем хостинг чаще предоставляется на основе договора с дружественной фирмой-провайдером.<BR>Однако наметилась тенденция разделения рынка на студии, специализирующиеся только на дизайнерских решениях, и тех, кто займется поставкой готовых крупных Интернет-проектов. Пример такого перерожденца - студия Alee. Причем такой сервис, как промоушен проекта в минимальном наборе - регистрация в наиболее популярных поисковых системах, первичная баннерная реклама, войдет в стандартный набор услуг дизайн-студий.<BR><BR><B>Трудное счастье</B><BR>Отношения с клиентом у большинства студий строится не менее виртуально, чем объединяющий их предмет. "Число потенциальных клиентов возросло. Но ищут они в основном студию, где им за $50 сделают работу стоимостью $800", - сетует ведущий дизайнер Ingress Communications Александр Свешников. Он говорит, что многие сначала консультируются в студии бесплатно по поводу своего будущего сайта, а потом заказывают по обговоренной концепции сайт у кустаря-одиночки. "Кое-кто вообще устраивает тендер начального этапа без денег, не сообщая об этом участникам", - говорит он.<BR>Сами клиенты говорят о том, что ищут у дизайнера прежде всего приемлемых цен и сердечного отношения. "Мы заказали сайт у A.V.Design, поскольку они оперативно откликнулись на нашу заявку. Сначала мы пытались дать заказ нашему провайдеру "Петерлинк", но они неделю не могли до нас доехать, ссылаясь на занятость", - рассказал директор ООО "Копси" Алексанр Цветков.<BR><BR><B>Клиент меняется</B><BR>"Клиенты, как и цены, меняются. Прежде это были в основном технологические компании, а сейчас многие далекие от информатики фирмы ищут возможности работать в Сети", - отмечает Юрий Степанов, руководитель web-студии ЗАО "Петерлинк".<BR>По опросу ИАГ Giraffe, все разрабатываемые сейчас в студиях сайты так или иначе связаны с коммерцией, и обязательно электронной. Это могут быть рекламный, представительский, дистрибьюторский сайты. Многие заказчики обратили свои взоры в сторону Интернет-магазинов. Поэтому большинство студий предлагают типовые решения для этой задачи. Например, на сайте Webplus Studio висит баннер с рекламой именно этого вида их услуг. <BR><BR><B>Новое - враг хорошего</B><BR>Так полагает большинство петербургских web-дизайнеров, поскольку переживающие на Западе бум технологии flash и WAP у них явно не в чести. Кто-то просто обходит их стороной, а другие вообще считают моветоном.<BR>"Все это - из той же оперы, что фоновая музыка на сайте, десяток анимированных картинок в gif-файлах, домен .com и зеркало на "быстрых серверах в Штатах", - смеется ведущий дизайнер Ingress Communications Александр Свешников. <BR>Затраты на раскрутку технологии WAP пока не принесли больших доходов. И хотя курс на доступ к Интернету с мобильного телефона, несомненно, перспективен, говорить о каких-то значительных достижениях в этом направлении пока еще рано.<BR>"Заказов на WAP-сайты у нас не было, и думаю, что в обозримом будущем вряд ли их можно ожидать в заметном количестве, особенно от российских заказчиков.<BR>Представление информации на WAP-сайтах, мягко говоря, убого. Нет графики. И хотя в языке, на котором пишутся WAP-сайты, предусмотрена вставка черно-белых картинок, но она весьма и весьма примитивна, равно как и набор других возможностей оформления информации. Пока технология WAP и классический web-дизайн - понятия несовместимые", - считает Андрей Сардак, web-мастер "Адмирал Телеком".<BR>Среди скептиков особняком стоят фирмы, работающие на западный рынок либо образованные с участием западных партнеров. Например, студия Дмитрия Кирсанова, у которой все заказчики, даже русскоязычные - из-за рубежа. "Flash у нас в каждом проекте, а вот WAP пока не пробовали", - говорит Дмитрий.<BR>Другие примеры - Alee e-commerce solutions и CYMY Adventures. Первая, по словам менеджера по маркетингу Станислава Кима, работает в составе международного проекта juliasbrain.com, а вторая была создана с долевым участием финских партнеров и специализируется исключительно на разработке WAP-сайтов, видя в этом незанятую нишу. Основные заказчики - крупный бизнес и СМИ, часто - иностранные. <BR><BR><B>Закинув сети в Сети</B><BR>Большинство студий работают не только с петербургским заказчиком. Около 20% заказов приходится на зарубежные страны. В основном - США и Германию. Из российских регионов заказчиками петербургских студий выступают москвичи и тверичи. Самое интересное, что студии не знают друг друга в лицо, только по работам. В Интернете есть несколько подписок, специализированных дизайнерских форумов, но говорить о каком-либо сообществе довольно трудно.<BR>Например, проведенный 31 марта ИАЦ администрации Петербурга конкурс на лучший сайт собрал всего 12 студий.